рейтинг блогов

300 километров до смерти

топ 100 блогов novayagazeta29.11.2020 Теги: Дятлов Какие тайны приоткрыл сериал «Перевал Дятлова» на ТНТ.

300 километров до смерти
Кадр из сериала «Перевал Дятлова»

Слегка заигравшись в фейсбуке, я безответственно обещала: вот, мол, высплюсь и расскажу, как и почему социалистический реализм перерождается в магический. Концепция находилась в фазе, мягко говоря, молочно-восковой спелости, но не прошло двух дней, и ТНТ, как по заказу, предъявил блестящую иллюстрацию еще не рожденной, но дерзкой идеи. Восьмисерийный «Перевал Дятлова» вышел, наконец, в эфир. По занятному совпадению авторская группа насчитывает те же девять человек, что и группа Игоря Дятлова — реальных героев фильма.

Аж четыре режиссера (двое из них — продюсеры), три сценариста (один из которых — креативный продюсер) и два ведущих продюсера, в творческом процессе не замеченные. Структура сериала в связи с этим сложная и прямо касается темы взаимодействия реализмов.

Но сперва — несколько слов об их мутациях.

***

Соцреализм сформировался к 30-м годам прошлого века, когда Советы возвели свой шаткий базис и всерьез озаботились надстройкой — идейным оправданием средств, ведущих к светлой цели.

Лет через тридцать (60-е) доперли, что безумные, страшные, абсурдные средства завели страну в такие дебри, из которых надо как-то выруливать, чтоб не сгинуть там окончательно.

Пока экономика и политика переживали бесконечные сезонные обострения, культура, очнувшись, яростно стряхивала с себя большевистский морок. В изобразительном искусстве горят костры горючие, буквально с каждым годом все там «страньше и страньше».

Лианозово, Манеж, Бульдозерная выставка, Рабин, Целков, «абстракцисты и пидорасы», Комар и Меламид. В литературе — «Альтист Данилов» Владимира Орлова, Аксенов с «Затоваренной бочкотарой» и «Поисками жанра», от негорящих рукописей Петрушевской ломятся столы. Стругацкие! Фантастика дает еще не опасные, но яркие вспышки.

Дольше всех держится в берегах кино — искусство самое затратное, артельное, зависимое от государства. Но и туда проникают диверсионные отряды, чтобы минировать чахлое поле социалистического идиоти… реализма и пускать под откос его веселые поезда. Никакие «полки» уже не остановят партизан новой эстетики и философии. Параджанов, Тарковский, Герман, Иоселиани, Муратова, Абуладзе, Сокуров…

300 километров до смерти
Кадр из сериала «Перевал Дятлова»

Направление в искусстве определяется методом показа мира.
Соцреализм показывает нам мир не таким, какой он есть. И не таким, каким он должен быть в идеале: идеал — это рай, а мало кто из живых его видел. Соцреализм показывает нам мир сублимированным, без проблем и срока годности. Из этого мира выкачаны кислород и влага, его безвоздушное пространство населяют ходячие (часто поющие и пляшущие) схемы, чья жизнь — обязательно борьба и битва в пути за урожай, освещенная строгой любовью.

Борьба абсолютно стерильна и самоцельна: чтоб у гробового входа никому не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

Соцреализм, разумеется, чреват антиутопией. Зарубежные авторы сверяются с ним как с источником. В СССР/в России антиутопии вырастают непосредственно из соцреализма. Антиутопия — жанр не больно интересный, поскольку, как и сам первоисточник, схематичный.

Но советская антиутопия — тот реактив, который помог соцреализму мутировать в магический. (Когда, замечу, мир уже вовсю развивал гениальные достижения Латинской Америки в этой области).

Магический реализм потому и магический, что показывает, конечно, мир не таким, какой он есть. И не таким, каким он должен быть (магия — против законов природы). Его метод — максимальная свобода автора: свобода от достоверности, от логических и причинно-следственных связей, от временны́х рамок, от исторических закономерностей, обращение к мифу как к основному аргументу, а также создание особого эпического героя, наделенного особыми эпическими способностями.

300 километров до смерти
Кадр из сериала «Перевал Дятлова»

Ну и чем это отличается от соцреализма, я вас спрашиваю?

Отличается вообще-то. Магический реализм рисует обычный (реальный) мир как мир, подчиненный мистике. Там мир подчинен КГБ, передовой науке и технике, а также Хорошему Человеку. Здесь — демонам, Гомеостатическому Мирозданию, духам, всяким хтоническим силам и умклайдету.

В соцреалистическом мире прекрасный герой с сорока шестью зубами и ямочкой на подбородке помогает органам и науке. В магическом — а) страдает от высших сил; б) пытается их познать; в) сам обретает суперспособности («Остромов, или Ученик чародея» Д. Быкова).

Но близость направлений очевидна, а то, что они приводят к разным результатам, объясняется очень просто. Цель соцреализма — с помощью новых мифов укрепить главный миф о победе неведомого коммунизма. Цель магического реализма — с помощью разнообразных (в основном древних) мифов разрушить мифы господствующей идеологии.

***

«Перевал Дятлова» снят как наглядное пособие для семинара на тему симбиотической связи двух реализмов.

Нечетные серии — это современное цветное кино с кучей флешбэков из военного прошлого героев, круто замешанное на мистике с участием мертвецов, кровавых расправ, глюков, чудесных оберегов, а также уфологической жути. Все виды хоррора: зомби-муви, саспенс, алиен-муви (злодейства пришельцев) и прочее в одном флаконе.

300 километров до смерти
Кадр из сериала «Перевал Дятлова»

В другом флаконе четные серии. Черно-белые, с «советским» дизайном титров, другой музыкой, с другим — на удивление (где таких отыскали?) советским типажом героев, с прекрасной нашей молодежью, песнями у костра, любовью, дружбой и самопожертвованием. Типичное кино 50-х, кинобудка приехала.

Первую, третью, пятую и седьмую серии снимали Валерий Федорович и Евгений Никишов — продюсеры (почему бы нет) — по сценарию Ильи Куликова. Эти эпизоды посвящены расследованию знаменитого дела о гибели свердловских студентов в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года в окрестностях горы Холатчахль на севере Свердловской области.

Девять туристов (возраст — 21–23 года) под руководством Игоря Дятлова идут в поход, посвященный XXI съезду КПСС (!) По плану ребята должны пройти на лыжах 300 км по целине и совершить восхождения на две вершины Северного Урала: Отортен и Ойка-Чакур.

Трагедию расследует свердловская следственная группа, но на самом деле — майор КГБ Олег Костин (Петр Федоров).

300 километров до смерти
Петр Федоров в роли майора КГБ Олега Костина. Кадр из сериала «Перевал Дятлова»

Сценаристы второй, четвертой, шестой и восьмой серий — Василий Внуков и Александр Сысоев, режиссеры — Павел Костомаров и Семен Гордеев (Костомаров заявлен и как худрук всего проекта, тоже что-то новенькое). Четные эпизоды посвящены собственно истории похода.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Успокаивающая население статья, взял из неё пару отрывков и внизу привёл комментарии пользователей. Все же на виду.... Борьба за Курильские острова со стороны японского правительства начинает понемногу угасать. Токио с каждым годом заключает с Москвой все больше контрактов, а ...
Первокуры делают доклады про Советский Союз (второй сезон - 1956-1991). Сделали доклад о шестидесятниках. Помянули стиляг. Спросил у них, согласятся ли они с тем, что в нынешние времена нет радикальной разницы в молодежной и возрастной моде? Нельзя сказать, что родители и дети одеваются ...
7 октября 2022 года в Выборге на ПАО «Выборгский судостроительный завод» (входит в состав АО «Объединённая судостроительная корпорация» - ОСК) состоялась торжественная церемония спуска на воду строящегося для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ Российской Федерации головного ...
Соединение источников принесло еще один результат, более парадоксальный. Появилась новая динамическая взаимосвязь между справедливостью и милосердием Яхве. Вспомним, что документ Р ни разу не использует слова «милость». Да и «покаяние» не из его лексикона. Он никогда не говорит о верности ...
Оригинал взят у frida_2013net в Что можно женщине а что нельзя? Мы сами себе создаем трудности. Я как то попросила одну знакомую парикмахера постричь мне треугольную окантовку на затылке. Ответ был таким: Ты шо!! Я такое стригу только мальчикам!!!! Давай я лучше тебе сделаю по ...
  • konstantinbel15 : Ну если Кшиштос Перевал дятлов хвалит, то я не знаю

  • beast_extra : @Sairentu упорства и старания всё ещё сильно больше, чем понимания и результата. есть ощущение, что ещё чуть-чуть и… https://t.co/aS4FHKtkyE

  • leshikxxavier : @ur_personalhell Мы с дядей обсуждали серик, он расстроился, что дятлов оказался тупой и повел себя не как прожжены… https://t.co/lMDpPPb2m0

  • TamaraKocheva10 : @AZDYPCAhVzb5q21 Слушала сегодня у Малахова , было здорово, особенно понравился Дятлов Е. исполнял романс , Бел… https://t.co/J5vR0ISTDz

  • TamaraKocheva10 : Евгений Дятлов романс Белой акации гроздья душистые https://t.co/7T4oLAhWpG через @YouTube

  • chunkachanka : @tvoy_dead я не советчик, я вот это тнтшное очень люблю, и дятлов заебись по большей части

  • SPhantasma : @SadaraBimbaba10 @ussrlife Каких каклофф, еблан? Тв забыл ,что Дятлов родился в Сибири и выучился в Москве?

  • twtzaebal : RT @elencoory: «есть такое поверье, что бог забирает лучших. мне кажется, что дятлов вообще мог спокойно изменить мир» — ваня мулин. игорю…

  • Wivi_soft : Вот уходит Старый год!! Пусть с собой он заберёт-Все невзгоды и печали,Секс, в котором не кончали, И скрипучие кров… https://t.co/Stbbv9WXcz

  • elencoory : «есть такое поверье, что бог забирает лучших. мне кажется, что дятлов вообще мог спокойно изменить мир» — ваня мули… https://t.co/Mf3k9Z2Scp

  • ElenaSelina33 : Так хотел он, да не взял его Дятлов (сегодня посмотрела)