Александр Ширвиндт ....
mahavam — 15.03.2024 Теги: Ширвиндт (19.07. 1934 -- 15.03.2024)Сиротское какое-то чувство от этой потери... Ощущение, что близкий человек ушёл... Как-то было немного спокойней жить на этой планете, зная, что где-то рядом ходит по этой же земле и тем же воздухом дышит этот потрясающий артист и человек...
Светлая Вам память, дорогой артист.
Спасибо, что были с нами
Родился в Москве. Мать актриса, отец музыкант, всё детство связано с театром: в доме часто бывали А. Яхонтов, Качалов, Ростислав Плятт, Рина Зеленая, Леонид Утесов…
В 1952 году Ширвиндт поступил в Театральное училище имени Щукина, которое закончил с отличием, его взяли в Театр им. Ленинского комсомола, затем он уходит к Эфросу театр на Малой Бронной.
Был организатором и вдохновителем первых капустников в Доме актёра -- они имели такой успех, что А.Ш. предложили перенести актёрские «посиделки» на телевидение. Так родились знаменитые «Театральные встречи».
На эстраде Ширвиндт выступал как режиссёр, конферансье, автор и исполнитель. Именно он придумал знаменитый дуэт Авдотьи Никитичны и Вероники Маврикиевны, также работал с Тарапунькой и Штепселем, Владимиром Винокуром другими артистами, писал эстрадные монологи для Веры Марецкой, Михаила Пуговкина, Всеволода Санаева.
В 1970 году Ширвиндт уходит в Театр сатиры и совместно с Марком Захаровым ставит там спектакль «Проснись и пой!». Известным всей стране он становится после фильма Евгения Ташкова «Приходите завтра». Потом были «Двенадцати стульев», «Трое в лодке..», «Ирония судьбы», «Вокзале для двоих», «Забытая мелодия для флейты» и многие другие...
Во второй половине 80-х на голубом экране появился тандем Александр Ширвиндт — Михаил Державин, который возник ещё в Ленкоме в театральных капустниках...
Марк Захаров написал о нём в своей книжке: «Ширвиндт, наверное, всё-таки не артист... и не режиссёр. Если спросить, кто он такой, отвечу, что профессия у него уникальная. Он — Ширвиндт».
А.Ш. сначала возмутился такой характеристикой, а потом ответил: «...он прав. Нет во мне этой лицедейской страсти. Есть актеры патологические, физиологические. Они не могут не играть. И есть актеры, ставшие таковыми в силу обстоятельств. Я из вторых. Хотя первым всегда завидовал. Вот покойный Владимир Басов не мог не играть. Включишь телевизор, а он в какой-нибудь детской передаче под кочкой сидит — и счастлив.
Хоть водяного, хоть лешего, хоть кота, хоть сморчка озвучивать. Табаков такой, Гафт. Миронов таким был. А я играть ведь не очень люблю. Репетиции люблю, премьеры. А вот выходить на сцену в сотом спектакле — скучно. Иногда я думаю, что всё-таки с профессией не угадал...»
Из книги "Опережая некролог":
• Мне элементарно неинтересно коллективное мышление. Мне больше нравится жить своим умом…
• Будем материться тем, что осталось!
• Нельзя существовать в круглосуточном, не проходящем чувстве ненависти, раздражения, неприятия, ощущения беды и горя. Должны быть оазисы, просветы. Жизнь-то одна… Нужно стараться внутри любого кошмара искать позитивные эмоции...
• ...Впервые я понял значение выражения «слаб в коленках» лет двадцать назад — оказывается, это когда они, во-первых, болят, во-вторых, плохо сгибаются и, в-третьих, стали слабыми. Обращался к двум знакомым светилам по коленкам — оба дали диаметрально противоположные рекомендации, и решил донашивать коленки в таком виде, как есть, ибо новые мне не по карману.
• …Другого времени у нас скорее всего не будет. И потому мы должны жить во времени настоящем, никак самих себя не обманывая.
• У нaс всe врeмя мeчтают о сильной рукe. У мeня мeчта о сильной ногe – чтобы под ж-пу колeнкой того, кто мeчтает о сильной рукe.
• Современность раздражает так давно, что растягивает эмоцию: раздражает, раздражает, раздражает – и привыкаешь. Накопление раздражения не трансформируется в катарсис. А накопление слабостей усиливает тревожную умиротворенность. Но у меня никакой хандры и меланхолии нет. Только бодрая депрессия.
• ... в эпоху карьерно-кадрового беспредела общественное мнение бессмысленно.
• ... сырок «Дружба» хорош тем, что никогда не портится, – в нём нет ни грамма продукта. Там эпоксидная смола, и ее надо съесть как можно быстрее, потому что она может затвердеть и не выйти из того места, из которого должна выйти потом. Я сырок «Дружба» ем всю сознательную жизнь. Некоторые ученики, молодые артисты, из подхалимажа приносят мне плавленые сырки, но другие, типа «Волна». Они думают, что это одно и то же. Ничего подобного! Совершенно разная эпоксидка. Я когда-то пробовал бензобак залатать сырком «Дружба» – схватило и держалось несколько лет.
• Если нет накопительной воли стать монастырским отшельником, то начинается борьба с самим собой за морально-неподкупный круг общения.
• Мы погрязли в фитнесе. Все чего-то хотят добиться от своего тела, чтобы быть сильнее, быстрее, моложе и чаще. И мозги сползают все ниже и ниже – в мышцы. По-моему, лучше спокойно сесть под куст и побыть на оставшихся кусках природы столько, сколько даётся организму в данный момент.
• ... миссия всего сегодняшнего – пытаться по возможности всеми силами закрепить великое вчерашнее в сознании нынешних. Формулирую витиевато, но по мысли для меня необыкновенно точно.
• Зачем черепахи живут 300 лет? О чём они думают? Куда не спешат? Почему подёнка живет сутки-двое? Куда она торопится? Сегодня я понимаю, как расточительно-безвольно тратил отпущенное мне судьбой время. Как-то Даниил Гранин без всякого пафоса сказал: «Жизнь слишком коротка, чтобы позволить себе быть несчастным». Я тоже по старости думаю, что надо успевать быть счастливым, добрым и любимым, а не полемизировать по любому поводу, потому что, как яростно ни борись, все равно окажешься на каком-нибудь тихом сельском кладбище.
• Учитывaя рaзмеры оклaдов в нaших вузaх, педагогикой можно занимaться толькo если этo стрaсть.
• ... вoзраст – этo не величина цифры, а сoстояние духа. У Бунина в пoвести «Деревня» есть щемящее oпределение: «этo был старoзаветный мужик, oшалевший oт дoлголетия».
• Когда куда-то зовут, надо сразу лететь, а то есть риск больше никогда не увидеться.
(А Ширвиндт)
|
</> |