Алексеевский монастырь в Угличе - Свет Неугасимой Свечи
vladimirdar — 30.03.2018 Теги: УспенскийВсего 64 фото
Алексеевский Успенский монастырь расположен на знаменитой "Огневой горе" где когда-то находилось языческое святилище (кереметь). Об этом говорит не только специфический топоним, но и археологические находки. В частности найденный несколько лет назад астрагал (вид игральных костей) бобра, имеющий ряд высверленных отверстий. Из астрагала бобра в древности делали языческие подвески, широко используемые финскими мерянскими шаманами (арбуями) в качестве ритуального оберега. В мифологии угров бобер связан с Богиней-Матерью: в мансийской песне поется как по одной из кос Богини-Матери «поднимается живой соболь, а по другой спускается бобер».
02.
В центре карты Огнева гора и Алексеевский монастырь. Слева для ориентировки - Угличский кремль и справа знаменитое Петухово поле.
Вольно интерпретируя можно даже сказать, что Богиня-Мать почитается на Огневой горе и сейчас. В удивительном трёхшатровом храме Успения Божьей Матери в Алексеевского Успенского монастыря хранится самая чтимая в Угличе чудотворная икона Богородицы "Вратарница" ("Неугасимая Свеча"). Богородица (Богиня Мать) изображена на ней с жезлом в левой руке и свечой в правой. Мы её еще увидим с вами.
03.
Храм Успения Божьей Матери в Алексеевском женском монастыре
Обычно рядом с святилищем Богини находилось священное место Бога. Есть такое и рядом с Огневой горой - в Петуховой слободе (см. карту выше). Петухова слобода была известна в Угличе в XV–XVII веках. Свое название она получила, вероятно, от Петухова камня, лежавшего близ церкви святителя Николая Чудотворца – что на Петуховом поле. Угличский краевед И.Н. Потехин писал в своих записках: "...Камень величиной с порядочный стол и глубоко сидел в земле. Его верх, как бы срубленный топором, был немного наклонен, и на нем можно было различить четырехпалый след петушиной лапы, длиной сантиметров в 30. Этот валун находился метрах в стах на Юго-запад от церкви Николы – на "Петухах"…
04.
Церковь Николы на "Петухах", была разобрана в 1957-1958 гг.
Именно с этим камнем связана самая красивая и известная легенда Углича. В ней говорится о том, что если городу угрожала какая-либо беда, то прилетал огромный петух. Он садился на камень, поворачивался в сторону грозившей опасности и троекратным пением предупреждал горожан о ней. С тех пор на камне «якобы и остался след петушиной лапы». Существует мнение, что эта легенда легла в основу сказки «О золотом петушке», написанной А.С. Пушкиным.
05.
Северо-западная башня Алексеевского монастыря
Алексеевский монастырь - самый старый монастырь в Угличе и один из самых древних на Руси. Основан он был по замыслу митрополита Алексия в 1371 году. Эта дата общепризнанная, но достаточно условная. По некоторым источникам обитель старше еще на 80 лет. Построен Алексеевский монастырь во времена московского князя Дмитрия Ивановича "в 6879 лето", когда тот вёл войны с тверским князем Михаилом. Здесь-то, на Огневой горе, и произошло между ними важное сражение - тогда и создан был этот монастырь. Он был окружен деревянными стенами, призванными защищать подступы к Угличу со стороны Ярославской дороги. Сначала монастырь назывался Успенским и только с 1439 года назван в честь святителя Алексия.
07.
Слева направо Успенский собор, Часовня и Святые врата Алексеевского монастыря.
В 1534 году здесь строится кирпичный храм в честь Алексия - первый каменный храм вне стен угличского кремля. В XIX веке он был полностью перестроен и от него ничего первоначального почти не сохранилось.
В 1609 году монастырь держал упорную оборону против польско-литовских интервентов под командованием Яна Сапеги. Интервенты истребили тогда всех иноков обители.
08.
09.
Часовня, что у Святых врат.
10.
Святые ворота (XVIII в.)
После изгнания интервентов, предположительно в память погибших иноков и угличан, в монастыре была построена Успенская церковь, за свою красоту названная "Дивной". Это одно из первых каменных сооружений России, выстроенных по окончании Смутного времени, когда государственная казна ещё не могла себе позволить масштабных строительных работ.
11.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
В 1698 году в монастыре были заточены стрельцы, участвовавшие в бунте против Петра I. После разрушения в советские годы Покровского монастыря Дивная церковь осталась старейшей в Угличе по времени постройки.
Успенская "Дивная" церковь построен при настоятеле Мисаиле в 1628 году. Первое упоминание об Успенской церкви имеется в писцовых книгах, датируемых 1628-1631 годами. Во второй половине XVII столетия храм был оборудован под настоятельские покои. Для архитектуры Успенской «Дивной» церкви характерна простота и монументальность. Основное место занято небольшим объемом, поставленным на высокий подклет. Его завершают три шатра.
12.
Центральный шатер, в настоящее время отделенный сводом от внутреннего объема храма, по своей величине и конструкции не может считаться декоративным завершающим элементом. Скорее всего, первоначально он был открытым внутри и имел функциональное значение. Малые шатры внешне похожи на центральный, хотя представляют собой чисто декоративные составляющие, поскольку поставлены на цилиндрические своды, перекрывающие расположенные под ними помещения.
14.
С востока церковь венчают три апсиды полукруглой формы.
15.
Под храмом оборудован подвал.
16.
С западной стороны к ней примыкает двухэтажное трапезное помещение с огромным четырехгранным столбом в середине, который поддерживает своды.
17.
18.
Декоративное оформление Успенского "Дивного" храма сохранилось не полностью. В наши дни вся трапезная, а также южная и северная стены здания лишены убранства. Наибольший интерес представляет фасад с восточной стороны. Все апсиды церкви украшены аркатурно-колончатым поясом.
19.
Нижняя часть колонок держится на верхнем полувалике межэтажного пояса, а наверху их завершают двойные килевидные арочки. Две "дыньки" украшают каждую колонку. Орнамент пояса схож с несколько измененной обработкой московских церквей XV–XVI веков, а также с аркатурой Успенского собора из Ростова.
20.
21.
Нижний ярус апсид
22.
23.
24.
25.
Крайние шатры сделаны более легкими и заостренными (с меньшим отношением ширины основания к высоте), и этим нюансом усиливается впечатление могучего взлета центрального завершения. Почти глухие шатры выглядят монолитными. Они воздействуют, подобно скульптуре, лишь внешним объемом, который намного превосходит полезное пространство скромной трапезной церкви. Памятник восхищает благородством пропорций, ясностью линий, изяществом и легкостью.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы: «Это белая лебедь, плывущая по волнам веков», - говорят о ней в Угличе. В Дивной церкви и пребывает теперь чудотворная икона «Свеча неугасимая огня невещественного». Зайдем в эту удивительную церковь. Снимать там нельзя, но как не сфотографировать для читателя эту восхитительную икону которая произвела на меня ошеломляющее впечатление во всех смыслах. Наверное только для того чтобы увидеть эту икону и стоит приложить усилия добраться до Углича...
По преданию, Божия Матерь явилась настоятелю монастыря Евангелу в образе Богородицы с посохом и свечой. До 1894 года икона пребывала в кладовой обители около тридцати лет. 23 июня того года из Петербурга прибыл в обитель один больной купец. Явившись к настоятелю, он подробно рассказал о своей болезни и о том, что ему явилась во сне Божия Матерь и повелела отправиться в Углич, где находится Её икона, и помолиться перед ней, обещая ему исцеление. Настоятель велел разыскать эту икону. Его повеление было исполнено, и икона с великим торжеством была перенесена в Успенский храм монастыря. Когда больной купец помолился перед ней, то в скором времени совершенно выздоровел. В благодарность за полученное исцеление он обложил икону серебряной вызолоченной ризой. И таких исцелений и утешений зафиксировано немало, икона помогает всем, "с верою к ней притекающим". К чудотворному образу Божией Матери стекаются люди со всей России и по молитвам заступницы получают помощь и утешение. Помощь в родах, исцеление, укрепление веры, возвращение мира в семью, благодатный след в душе получили верующие из Углича, Москвы, Дмитрова, Ярославля, Кашина и других уголков страны.
27.
Чудотворная икона Божией Матери «Свеча неугасимая огня невещественного», или «Вратарница Угличская». Пространство между окладом и самим образом заполнено золотыми украшениями, которые верующие оставляют в благодарность Богоматери за исцеление и утешение. По актам, составленным ярославской духовной консисторией, с 1894 года по настоящее время при сей иконе совершилось более сорока чудесных исцелений.
28.
Икона поразила своим буквально неземным светом, удивительным ощущением нахождение в благодатном поле святыни - огне Неугасимой Свечи. Обычно я пробую передать подобные вещи, но в этот раз был полностью охвачен этой благодатью, сознание тогда мгновенно замолчало и только встрепенувшаяся душа внимала тихому шепоту Божьей Матери говорившей пришедшим в храм о любви, благородной бесконечной скорби и принятии. Все-таки мы находимся прямо на месте гибели убиенных иноков Алексеевской обители. "Намоленность" именно этой иконы ощущается как ни в одном месте по моим субъективным ощущениям.
29.
Образ на фото плохо различим из-за бликов света и огромного количество благодарственных украшений от исцеленных. Поэтому выкладываю сторонне фото что-бы читатель мог представить детали образ Богородицы. Богоматерь на иконе изображена в виде монахини с жезлом и четками в левой руке и свечой в правой руке.
Внутреннее убранство "Дивной" церкви сохранилось плохо: иконостас отсутствует, росписи полностью утрачены. Изначально храм был оборудован двухярусным иконостасом, но в середине XIX столетия он был заменен на одноярусный. Опираясь на наблюдения ученых и сообщения источников, самой ранней была роспись, датируемая 1680-1684 годами. В период между XVIII веком и 1900-ми годами её многократно обновляли и переписывали.
Атмосфера в храме возвышенная. Поскольку это действующий монастырь, из пространства храма за решеткой этого портала постоянно слышна проникновенно-монотонная молитва монахини - неусыпаемая псалтырь, читаемая круглые сутки...
32.
Еще несколько фото внутренних пространств древней Дивной Успенской церкви Алексеевского монастыря.
33.
34.
Уходить не хотелось, я был не один и понемногу все мыстали покидать этот чу́дный и уже успевший стать родным Успенский храм.
35.
Осмоттрим теперь другие строения монастыря.
Собор Иоанна Предтечи
Он находится рядом с Успенской церковью. Этот небольшой храм немного теряется рядом с великолепными возвышенными шатрами Успенской церкви. В Угличе это первая пятиглавая бесстолпная церковь с асимметричным приделом. Построена она по типу храмов Ярославля этого периода. Облик храма лишен той гармонии целого, которая свойственна Дивной церкви. Это массивное, широкое здание с пятью крупными главами на тонких барабанах. Широкая трапезная делает его еще более приземистым, особенно рядом с высокой и стройной Успенской церковью.
36.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи
Обойдем Предтеченскую церковь.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи
38.
39.
В XIX веке при реставрации переделали паперть. В то же время на церковь нанесли новые росписи.
40.
Сегодня только на западной стороне паперти можно увидеть изначальное убранство, что, в свою очередь, считается одним из лучших в Угличе.
41.
Построил церковь игумен Лаврентий. Изначально был установлен большой алтарь, состоящий из двух апсид. На западной стороне находятся паперть и крыльцо. На северной стороне можно заметить небольшой придел Феодора Стратилата и преподобного Аркадия.
42.
У апсид собора до 1917 года располагалось монастырское кладбище, на котором в течение 600 лет погребали видных жителей города и монахов. В советское время кладбище было уничтожено; сейчас на этом месте растут розы.
43.
В 1970 году церковь реставрировали, а в 1997 году она снова стала принадлежать монастырю. Сейчас Предтеческий собор закрыт.
44.
45.
Западная сторона стен монастыря. Монастырская постройка и монастырский корпус. На дальнем плане за стеной можно разглядеть Собор Богоявления Господня в Богоявленском Угличском монастыре.
46.
Территория Алексеевского монастыря. Она довольно обширна. На дальнем плане Северный келейный корпус.
47.
48.
Северный келейный корпус
В правой части кадра ниже (на повороте дорожки) когда-то находилась колокольня Алексеевского монастыря снесенная в советское время.
49.
50.
Северный келейный корпус
На этом старом дореволюционном фото мы можем увидеть не только колокольню Алексеевского монастыря, но и его общий вид с юго-запада.
51.
Церковь Алексия, митрополита Московского. Церковь построена в начале XVI века, предположительно ростовским зодчим Григорием Борисовым, возможно при участии итальянских мастеров из Москвы. В 1629-1631 годах она была восстановлена после Смутного времени, c южной стороны был пристроен Богоявленский придел.
52.
На этом и следующем фото мы можем увидеть фрагменты старой Алексеевской церкви с западной стороны, что пока открыты для обзора.
53.
Алексеевская церковь
В XIX веке церковь практически полностью перестроили. Храму придали классицистический вид благодаря усилиям конструктора П.Я. Панькова, который служил при Ярославской губернии. В 1829 году была пристроена трапезная.
54.
Алексеевская церковь
В начале XX века архитектурно–археологический отряд Угличской экспедиции археологов Муниципального Эрмитажа, возглавляемый Е.А.Туровой, установил, что постройка XIV века практически полностью сохранилась. Было утрачено всего несколько аgсид. Позднее здание церкви решили еще раз перестроить. Апсиды Алексеевской церкви напоминали апсиды Даниловского монастыря в Переславле–Залесском. Также наблюдалось сходство с архитектурой зданий Григория Борисова в Борисоглебске.
55.
Алексеевская церковь
56.
Алексеевская церковь
Деревянные монастырские постройки и розарий.
57.
Монастырская постройка у Святых врат.
58.
Ну, а нам пора покидать святую обитель...
59.
Еще пара ракурсов Алексеевского монастыря в заключение.
60.
61.
62.
63.
64.
Закончу свой рассказ без лишних слов. Монастырь оставил неизгладимые впечатления, во-первых, от восхитительной шатровой Успенской Дивной церкви, а во-вторых, от иконы Неугасимая Свеча, что раскрыла для меня целый мир, не побоюсь сказать, божественного света. После этого удивительного момента некоторая сегодняшняя общая запущенность и неустроенность Алексеевского монастыря перестала впоследствии бросаться в глаза - я как-будто бы стал сразу видеть всё что здесь когда-то было по
|
</> |
Алексеевский монастырь в Угличе - Свет Неугасимой Свечи
Оставить комментарий
Популярные посты:
Утро.Ru | Успенский потерял сознание Утро.Ru Врачи уже привели его в чувство, но Эдуард Николаевич все еще сильно слаб. Известный автор детских повестей-сказок, в том числе о Простоквашино, упал в обморок в своем коттедже в Новой Москве на глазах у жены, пишет "Московский комсомолец". И супруга тут же вызвала ... СМИ: Эдуарду Успенскому потребовалась помощь врачей из-за обморока МК»: Эдуард Успенский потерял сознание | Новости | Пятый канал Эдуарду Успенскому понадобилась помощь медиков из-за потери сознания - СМИ |
Федеральное агентство новостей No.1 | Успенский пост 2018: когда начинается, что можно есть, календарь питания, Медовый и Яблочный спас Федеральное агентство новостей No.1 Успенский пост, который установлен в честь праздника Успения пресвятой Богородицы, — это последний летний многодневный православный пост. Его сравнивают по строгости с Великим постом. Когда в 2018 году начинается и заканчивается Успенский пост. Успенский пост всегда ... Успенский пост 2018: Традиции, обычаи, когда начинается Успенский пост Успенский пост-2018: что нельзя делать в эти дни – от питания до свадьбы Успенский пост 2018 года завершает лето |