"Баядерка" 20 ноября 2010 г. - Терёшкина, Новикова, Сарафанов
ivlae — 21.11.2010 Теги: Матвиенко Продолжаю навёрстывать упущенное. Ещё одна роль Сарафанова, в которой я его не видела в «живом» спектакле - Солор (записи, разумеется, не в счёт). Хотя пошла я на эту «Баядерку» не только из-за Леонида. Участие Терёшкиной в любом спектакле вызывает у меня большой интерес, а в «Баядерке» – и подавно-))Театр был забит до отказа. В моей ложе первого яруса, например, стояло три человека. Огромное количество иностранцев на всех ярусах бросилось в глаза сразу. В фойе было не протолкнуться… В общем, аншлаг полный! К тому же еще за полчаса до начала спектакля площадь рядом с театром была оцеплена. Парковаться пришлось у Консерватории. Когда спектакль начался, в Царской ложе ещё никого не было. Но программки были аккуратно разложены на бортике, да и перед закрытыми дверями ложи в фойе бельэтажа дежурили «люди в штатском». Короче – нас всё-таки посетили особые гости, о статусе которых приходится только догадываться. На поклонах после третьего действия в ложе находилось четыре-пять человек – все мужчины среднего и пожилого возраста.
Почему я об этом пишу? Так сказать, для полноты картины. Зал был очень вялым, к сожалению, особенно в первом действии. Хотя Тени его разбудили -)) Может быть, дело было всё-таки не в зрителях, а в исполнителях? Трудно сказать. У этой «Баядерки» всё-таки был довольно высокий общий уровень, но кое-кто «выбивался» из общего ряда -))
Танцевали: Никия – В.Терёшкина, Солор – Л.Сарафанов, Гамзатти – О.Новикова (вместо заявленной ранее А.Матвиенко), Раджа –П.Стасюнас, В.Пономарев – Великий брамин, Раб – С.Кононенко, Магедавея – Г.Попов, Айя – Е.Баженова, Джампе – Е.Андросова и В.Краснокутская, Толорагва – А.Яковлев, баядерки – Е.Чепрасова, М.Ширинкина, А.Лавриненко, С.Иванова, А.Петушкова, К.Иоаннисян и Р.Мусин – индусы, В.Ткаченко – Божок, В.Мартынюк – ману, Е.Чепрасова, Ю.Касенкова и О.Скорик – тени. Дирижировал П.Бубельников.
Слышала я от некоторых знакомых, что Сарафанов им в «Баядерке» не нравится. Не знаю, какие претензии они предъявляют к этому танцовщику, но подозреваю, что к его танцу претензий никто не имеет. Наверное, кому-то не нравится, как Сарафанов играет Солора…
А мне он очень понравился в этой роли! Юный, порывистый Солор влюблён в баядерку. Этой герой сам не знает, как сложится его судьба. Предложение жениться на принцессе вызывает у него… панику! Солор начинает метаться – от Раджи к Толорагве и обратно. Когда Дугманта соединяет его руку с рукой Гамзатти, Солор лишь из почтения к девушке напускает на себя степенный вид, а сам продолжает терзаться мыслью «что делать?».
Похоже, что за то время, которое проходит между первым и вторым актами, Солор смиряется со своим положением. К тому же Гамзатти – красавица, да и приданое у неё большое -)) Помню А.Ермакова в его дебютной «Баядерке». Его Солор мгновенно забыл о Никии, увидев Гамзатти. Наверное, такая трактовка роли – самая понятная, если исходить из сюжета. Сколько таких историй происходит в реальной жизни!
Но ведь «Баядерка» - это всё-таки балет не про реальную жизнь! -)) В этом балете существует акт теней. В потустороннем мире всё происходит совсем не так, как в реальной жизни…
Солор Сарафанова, увидев Никию на площади, впадает в отчаянье. Он бросается к умирающей возлюбленной, не обращая внимания на невесту и её отца.
Я не припомню другого Солора, который так бы терзался муками совести -:) Разве что Заклинский много лет назад кидался к мёртвой Никии с таким же отчаяньем…
В общем, наблюдать за Сарафановым в этот вечер было очень интересно! А танцевал он и вовсе превосходно. Некоторую напряжённость можно было заметить лишь в дуэте первой картины с Никией, хотя все поддержки были выполнены уверенно. В гран па второго акта Леонид не слишком высоко прыгал в антре, чтобы не выделяться на фоне дамы -:) К сожалению, в адажио были у них с Новиковой мелкие погрешности в «подкрутках», но в целом всё прошло хорошо. В вариации Сарафанов продемонстрировал свои коронные воздушные туры и шикарный большой пируэт. Овация зала была ураганной, но Сарафанов не слишком долго кланялся, не желая тянуть одеяло на себя (за что я мысленно поставила ему «зачёт»).
Что касается акта теней, то в них танец Сарафанова достиг своей кульминации. Я понимаю, что во времена Петипа Солор практически не танцевал. И вообще – спектакль был совсем другим. Но мы смотрим нашу, современную «Баядерку», и оцениваем разных исполнителей по нынешним меркам… У И.А.Бельского есть замечательное эссе, посвященное «Баядерке». Там говорится о том, что самая большая ошибка постановщиков некоторых редакций «Баядерки» в том, что Солор в тенях танцует вариацию. У Солора не может быть вариации! Вариация танцуется на «самостоятельную» музыку, то есть герой выражает себя, свою сущность именно через это соло. А в тенях Солор не имеет своей музыки. Он появляется на сцене «пешком» (так выходили исполнители этой партии до Чабукиани, который уже переработал спектакль «под себя» и сочинил бравурное антре). Он полон раскаяния. Смерть Никии лишает его танца. Лишь встретив Никию и получив её прощение, он получает её музыку и возможность танцевать. И Солор танцует коду – вслед за Никией. Кстати, если бы не роскошное антре (что там говорить – кто только не блистал в этом антре, и Сарафанов – один из лучших), то можно сказать, что акт теней в Мариинке идёт так, как и задумал Петипа. Правда, в некоторых концертах можно видеть вставную вариацию Солора в картину «тени» - ту, из второго акта.
Сарафанов в этот вечер парил над сценой, казалось, безо всяких усилий. Именно на этом спектакле я подумала: «А почему тени не прыгают?» Ведь только у Никии есть большие прыжки. Тройка, правда, кое-что из прыжкового арсенала показывает (особенно во второй вариации). Может быть, потому кордебалет не делает больших прыжков, что трудно всё-таки исполнить их синхронно. А может быть, потому, что тени в понимании балетмейстера – это не совсем воздушные существа. Они, скорее, скользят и плывут…
На сегодняшний день акт теней у Сарафанова – лучший в театре, как мне кажется. Может быть, и не только по меркам Мариинки.
Спектакль был хорошим во многом благодаря Солору. Но и Никия была хороша!
Терёшкина, кажется, начинает ощущать ту уверенность профессионала, когда тебе кажется, что ты можешь всё. В вариации Никии-тени эта уверенность её немного подвела. И без того трудные туры с шалью Терёшкина попыталась усложнить, и не совсем удачно. Наверное, ей скучно танцевать традиционный вариант вариации… Хотя, как пишет в своей книге «Хореографические откровенности» Ф.В.Лопухов, туры в арабеске должны быть «половинчатые» - такие, какие крутит Дудинская в известной записи 1940 года.
А вообще – Виктория в этот вечер была в ударе! Во втором акте она показала красивейшие арабески на пальцах (обычно их исполняют на стопе), при этом находясь в образе страдающей Никии. Когда Брамин протянул ей противоядие, Никия сделала несколько шагов к Солору, вопрошая его, пить или не пить зелье. Солор замотал головой - «Не пей!», и она отбросила пузырёк…
В тенях я любовалась позами этой замечательной балерины (не говоря уж о танце). Красота поз, по-моему, есть признак большого мастерства.
Хочется пожелать Виктории поработать над гримом в первых двух актах. Если тень может быть бледной, то баядерка, как мне кажется, всё-таки должна иметь более яркое лицо.
Олесю Новикову-Гамзатти я тоже увидела впервые (спасибо замене!). Роль ей очень подходит, как мне кажется. Дело не в характере Гамзатти, а в аристократизме облика. Давненько я не видела такой изысканной Гамзатти! В танце Новиковой были мелкие погрешности, но они почему-то не испортили впечатление от её героини.
Хрупкая, изящная Гамзатти имела стальной характер. Она решила откупиться от нищей баядерки, и полагала, что та не устоит перед драгоценностями. В известной мизансцене, когда Гамзатти срывает с шеи ожерелье и протягивает его Никии, Олеся сыграла неожиданно: протягивая «цацку» сопернице, она презрительно смотрела в сторону. Ей было противно наблюдать за тем, как нищая баядерка променяет любимого на эту побрякушку… А Никия неожиданно для неё швырнула ожерелье на пол! И тогда Гамзатти испугалась…
Немного о других исполнителях. Стасюнас и Пономарёв, как всегда, были хороши в пантомимных сценах. Кононенко- Раб надёжно держал Терёшкину. Попов –Магедавея лихо отпрыгал положенные трюки, да ещё и усложнил их. Скучно парню! Ему бы что-нибудь посерьёзнее танцевать…
Четверка баядерок была хороша, как и двойка джампе. Божок-Ткаченко понравился, но без восторга. Индусы, как всегда, сорвали горячие аплодисменты. Немного удивила меня Мартынюк. В ману обычно солистки показывают «скользящий» шаг, а она делала лёгкие прыжки. К тому же Мартынюк не старалась показывать, как легко ей держать кувшин на голове «без рук» (это мне как раз понравилось).
Тени вообще прошли «на ура». Проснувшийся зал аплодировал не только антре (когда сетка уходит вверх, обычно раздаются аплодисменты), но и тогда, когда тени встали в арабеск. Публика отозвалась и на красивый арабеск, в котором застыла Терёшкина, удерживая равновесие на пальцах.
Как ни странно, но самая «плотная» из тройки тень – Касенкова – в антре тройки показалась мне самой грациозной -)) Все три тени станцевали сносно, и только…
После спектакля были хорошие аплодисменты, главным исполнителям вынесли букеты.
Будет очень жаль, если на сцене Мариинки я больше никогда не увижу Солора –Сарафанова -:(
Пора покупать новый фотоаппарат-:( Снимки - какие есть...
Индусы на поклонах во время действия
Новикова и Сарафанов
В.Терешкина и В.Пономарев
После теней - Терёшкина и Сарафанов
Терёшкину и Сарафанова очень долго вызывали - и это правильно!
Матвиенко и Новикова более всего похожи на настоящих балерин
в смысле внешности.