Богоявленский храм в Калязине
uncle_pafnutiy — 15.06.2021 Теги: Кашин Троицкий ОхлобыстинВ прошлом году у меня было около 10 постов о Калязине. Завершающим был пост "Вокруг да около колокольни", в котором даны ссылки на все предыдущие посты. Рассказы в основном касались центральной части города, я даже «добрался» до Горбатого моста через Жабню, по которому можно попасть на Заречную часть города (Свистуха). Сегодня мы продолжим путешествие и посетим Богоявленский храм на Свистухе.
Храм Богоявления построен в 1781 году.
Пока в здании храма располагается Историко-краеведческий музей (о переносе музея в гражданское здание подробности ниже), созданный в 1920-е годы Иванов Фёдоровичем Никольским (начало его коллекции положили спасенные реликвии из закрытого тогда Троицкого монастыря).
1.
К 1915 г. Богоявленская церковь обслуживала, кроме 3-й части самого Калязина, еще шесть окрестных деревень и число ее прихожан достигало 1650 человек. К церкви были приписаны одно городское и одно земское училища.
Свыше 30 лет прослужил в Богоявленской церкви священник Алексей Михайлович Каниловский, пожалованный за отлично-усердную службу скуфьей, камилавкой и наперстным крестом. Член благочиннического совета отец Алексей неоднократно направлялся депутатом на съезд духовенства Кашинского училищного округа и дважды председательствовал на этих съездах. С 1872 г. он трижды избирался гласным городской думы от духовенства.
После смерти Каниловского, последовавшей в январе 1886 г., место священника занял его зять, Алексей Петрович Ушаков, служивший до того священником с. Бобова Кашинского уезда. За время своей более чем 20-летней священнической деятельности Ушаков был награждён скуфьей, камилавкой, имел благодарность от Попечительства о бедных духовного звания. Кроме службы при церкви, он состоял законоучителем Ильинского приходского мужского и Ильинского начального женского училищ, заведовал санитарным участком, был членом комитета по сбору пожертвований на нужды пострадавших от неурожая, смотрителем калязинской свечной лавки, кандидатом в гласные городской думы.
После него в течение трех лет сменилось три священника и лишь в 1912 г. настоятелем был назначен Владимир Александрович Петропавловский, бывший до того священником с. Сандунова Корчевского уезда, а с 1894 г. - священником с. Красного и законоучителем Красносельской церковно-приходской школы Плещеевской волости. После окончания Тверской духовной семинарии отец Владимир священнослужительствовал более 20 лет, заведовал санитарным участком, состоял в должности сотрудника при духовном следователе 2-го участка Калязинского уезда, был награжден скуфьей. В Калязине он состоял членом отделения епархиального училищного совета и попечителем богадельни А.И. Заботиной в 3-й части города.
Более 30 лет служил при Богоявленской церкви диакон Николай Иванович Завьялов. После окончания в 1885 г. Кашинского духовного училища, он был определен псаломщиком Богоявленской церкви, а в 1896 г. рукоположен в диаконы. В семье Завьялова было 15 детей: Елизавета, Иван, Николай, Александра, Александр, Валентина, Павла, Конкордий, Валерьян, Иоанн, Елена, Александра, Мария, Тамара и Ольга. Жена Елена Александровна. В мае 1918 г. дьякон был арестован, а в сентябре расстрелян за участие в майском контрреволюционном выступлении.
Постоянными благотворителями и попечителями церкви были купеческие семейства Коровкиных и Охлобыстиных. Староста Богоявленского храма городской голова Иван Алексеевич Коровкин за пожертвования на церковные нужды был награжден в 1900 г. золотой шейной медалью "за усердие" на Аннинской ленте. Отец его и близкие сородичи были похоронены на Введенском кладбище.
Купец Иван Егорович Охлобыстин также отличался заботами об украшении церкви, за что в 1868 г. был пожалован серебряной шейной медалью "за усердие" на Станиславской ленте. Его сын Дмитрий за пожертвования в пользу церкви в 1900 г. был удостоен золотой медали для ношения на шее на Аннинской ленте. Другой его сын, Николай Иванович, кроме попечения о нуждах церкви, завещал крупную сумму денег на строительство дома для Ильинских училищ. В ознаменование заслуг перед церковью во Введенском храме ему была установлена памятная плита с надписью - "строителю храма Введения".
(По материалам сайта города Калязина. и издания Кубарев А.Г. Калязинские храмы (Краткий исторический очерк). - Москва. 2007.)
2.
Церковь Богоявления расположена на небольшой площади в северо-восточной, самой высокой части города (бывшей Свистушинской слободе), на правом берегу Волги.
С 1937 г. в здании церкви располагается Калязинский краеведческий музей. В советское время были заложены северный и южный входы, а также центральный и южный проемы, связывающие храм и апсиду. Четверик разделен деревянным перекрытием на два этажа.
В 1967-1969 гг. проводились ремонтно-реставрационные работы по проекту архит. В.П. Беркута (трест «Мособлстройреставрация»). В ходе работ церковь внутри и снаружи заново оштукатурена и побелена, отремонтирована кровля, стены внутри покрашены масляной краской, отреставрированы сохранившиеся фрагменты настенной живописи, сделан новый дощатый пол. Стены храма сложены из кирпича и оштукатурены, цоколь — белокаменный.
3.
4.
5.
6.
Пока в здании храма находится Калязинский краеведческий музей
7.
О музее
Музей основан в 1920 г., ныне расположен в здании Богоявленской церкви, построенной в 1781 году. В экспозиции и фондах хранятся архитектурные, керамические, скульптурные фрагменты и росписи Калязинско-Троицкого монастыря, а также образцы прикладного искусства XVIII–XIX веков. В 1990 году открылась новая экспозиция музея.
Следующий отдел экспозиции посвящён истории возникновения и развития Троицкого Макарьева мужского монастыря. Здесь представлены фрески со стен монастыря XV в., технология их создания, развитие ремёсел XV-XVII вв. и др.
В начале XVII в. Калязинская земля стала ареной ожесточённой борьбы против иностранной интервенции. Здесь произошла битва русских войск под предводительством князя М.В. Скопина-Шуйского с поляками. Боевой дух того времени доносят до нас набатный колокол, оружие (алебарды, секиры, наконечники копий), кольчуга, пушки и ядра.
Строительство водной Вышневолоцкой системы в эпоху Петра I дало толчок развитию ремёсел и торговли. Модель волжской барки, якорь, судовые пушки рассказывают о развитии судоходства. Изделия кузнецов, расписные изразцы говорят о местных умельцах. Привлекают внимание образцы тканей, вышивки и золотного шитья XVIII в. На всю Россию славились калязинские кружева, они охотно покупались в обеих столицах. Все предметы дворянского обихода поступили в музей из поместий Калязинского уезда.
Три раздела экспозиции – «Калязинский край в период Великой Октябрьской революции и Гражданской войны 1917-1921 гг.», «Калязинский край в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «Возрождение народного хозяйства в 1941-1961 гг.» – о калязинцах — участниках Великой Отечественной войны, о послевоенном развитии города и района, его культурных традициях, о заслуженных людях – уроженцах Калязинского района.
Завершает экспозицию комплекс материалов о создателе и директоре музея Иване Фёдоровиче Никольском и его деятельности. В 2002 г. Калязинскому краеведческому музею было присвоено имя И.Ф. Никольского.
Регулярно в музее устраиваются экспозиции, демонстрировавшиеся на крупных российских и международных выставках. Ведётся работа по исследованию заброшенных местностей, старых кладбищ, помещичьих усадеб. Ежегодно музей проводит научные конференции, на которых выступают учёные крупных российских вузов, сотрудники музеев, краеведы. Их основной задачей являются научные исследования, открытия на благо калязинской земли. Музей выпускает сборники докладов по итогам краеведческих чтений.
Надеюсь, что мне удастся посетить эту экспозицию и сделать репортаж.
Возможно, что это последння экспозиция в помещении храма, так как в планах переезд Музея в Дом купцов Полежаевых (построен в начале XIX века), что на улице Московской (Карла Маркса) в центральной части города. Реставрационные работы и подготовку помещений для экспозиций проведут в 2021-22 годах.
8.
Туристическая часть города, улица Московская (Карла Маркса), Дом купцов Полежаевых (справа), фото 2020 года, реставрация еще не началась.
"В 2021-2022 годах запланировано проектирование и проведение работ по восстановлению. <...> После реставрации в Доме купцов Полежаевых будут развернуты обновленные экспозиции краеведческого музея", - говорится в сообщении на сайте облправительства.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Берег Волги
21.
Вдали Калязинская колокольня. Идут реставрационные работы.
22.
Эх, прокачу!
23.
Фото из сети.
Вид с Волги на Богоявленский храм. А катер, действительно, на ходу.
24.
Одуванчики на берегу Волги.
#калязин #архитектура #архитектураповторникам #храм #церковь #волга #весна
|
</> |
Оставить комментарий
Популярные посты:
- Троицкий мост в Петербурге поднимется до утра из-за репетиции «Алых парусов» Фонтанка.Ру
- Сегодня до утра разведут Троицкий мост из-за репетиции «Алых парусов» Peterburg2.ru
- Троицкий мост 14 июня разведут на всю ночь из-за подготовки к «Алым парусам» Интернет-газета «Бумага»
- Из-за «Алых парусов» Троицкий мост разведут на шесть часов Форпост Северо-Запад
- Репетиция "Алых парусов" разведёт Троицкий мост в Петербурге ночью 15 июня Деловой Петербург
- Посмотреть в приложении "Google Новости"
- Главред КП объяснил отстранение Кашина от эфира Газета.Ru
- Олега Кашина отстранили от эфиров на радио «Комсомольская правда» Lenta.ru
- Олег Кашин отстранен от эфира радио «Комсомольская правда» за «эмоциональный порыв» БИЗНЕС Online
- Главред «КП»: журналист Кашин говорит вещи, которые создают нам много проблем Полит.ру
- Кашину урезали количество прямых эфиров на радио Реальное время
- Посмотреть в приложении "Google Новости"