рейтинг блогов

Борис Мышлявцев. Казахстан и инки

топ 100 блогов palaman27.10.2023Казахстан Как я вообще познакомился с Казахстаном? В 7 лет я попал с Сахалина в алтайский Рубцовск, на самой границе с Казахстаном. Там километров 15 примерно. В пригороде, у самой границы - село Локоть, где родилась Раиса Максимовна Горбачева. Вот так официально начинаю я свою заметку.

Лет в 10-11 меня отправили в пионерский дагерь. многие рубцовские лагеря находились в Казахстане, в ленточных борах. Алтайские ленточные боры - это очень прекрасные полосы соснового леса. Они тянутся вдоль русл древних исчезнувших рек. В них полно грибов и скрываются всякие мирные лоси. последнего тигра в этом районе убили примерно в 1911 году, так что тигров никто в пионерском лагере не боялся.

При этом боялись неких “аульцев”. Я ни разу не слышал из уст окружавших меня детей этнонима “казах”. Жэдэ станция, возле которой находились наши пионерские лагеря, называлась Кызыл-Аул, т.е. поселок Красный. Рубцовчане звали его просто “аул”. От Рубцовска полчаса на пригородном, при этом в ауле есть ириски и даже шоколадные конфеты, которых в Рубцовске совсем не продавалось.

На краю нашего леса, возле лагеря, было живописное солончаковое болото. Можно было гулять по нему и представлять себя героем рассказа о собаке Баскервиллей. Чуть к востоку от болота лежал старый, екатерининских времен мощеный тракт. Странно было вышагивать по нему в рамках какой-нибудь пионерской экскурсии - и ощущать эти столетия под ногами. Мне представлялось, что это дороги, проложенные Римом для удобного прохода легионов.

Потом, лет в 12, я уехал в Семипалатинск. Это от Рубцовска 3 час примерно ехать. Мне показалось, что в Семипале (как мы его звали) все названо именем Достоевского. Он там сидел некоторое время, поэтому все его именем называли там. Как на Сахалине именем Чехова (хотя Чехов там не сидел).

В целом Семипалатинск мне понравился. Не злой город. И казахи показались мне вполне нормальными людьми. Типа персонажей фильма Игла с Виктором Цоем.

Да много можно рассказать. про исследования в казахском горном районе. Или про встречу Нового года там, в новеньком после землетрясения мотеле.

Долго все рассказывать. Можно перемотать сразу на пару десятков лет вперед. Казашка Динара, моя тогдашняя помощница - она немного побудет фоном нашего повествования о судьбах казахов и инков.


И вот на этой пограничной полосе, в Рубцовске, я и познакомился с инками. У меня был одноклассник с Горловки, с Донбасса. Его отец был военкомом. У них стояла книжка Милослава Стингла про инков. Я ее попросил почитать, а отец друга говорит:
- ты маленький и глупый. Какой смысл ее читать?

Я пытался объяснить, что я достаточно разумен для чтения подобной литературы, однако усилия мои успеха не возымели.

Потом мой друг тайно от своего отца принес мне эту книгу. И я прочитал ее весьма внимательно. Даже пытался цифры записывать с помощью кипу... Еще для интереса я скопировал скульптуру, изображавшую инкского чиновника. Раскрасил ее по инкскому образцу. Зачем? А ни зачем.

Тут вспомнилось вдруг что-то из примерно 2014 года. Я тогда директором на СТС-Кызыл был. Заходит казах, говорит:
- Я - Кайрат.
- Окей. Чуу херек?
- Менде идея бар.
- Какая у тебя идея?

Он такой заясняет:
- Скоро праздник будет. Давай наделаем много плова и продадим в центре.
Я удивляюсь:
- Офигенная идея. Неожиданная, так сказать. А я причем?
- Ну ты купи мясо, рис, лук-морковь и сделай чтобы меня не выгоняли с Арбата. У меня казан, я все пожарю и все продам при тебе.
- То есть ты от меня хочешь инвестиций?
- Да, - радостно закивал головой Кайрат. - Инвестиций хочу!

В итоге все хорошо норм. Плов был хорош, его раскупили. Кайрат в процессе продажи плова сильно напился и мне пришлось объяснять полиции, что Кайрат не представляет угрозы (под мою гарантию).

Если оценивать по деньгам это предприятие, то оно так себе получилось. Ну типа вложили 100 тыс, получили 130. Больше заморочек. Но Кайрат удивил меня тем, что не обманывал и не кидал в процессе. Я во многих других ситуациях замечал, что казахи стараются держаться слова. Может мне просто повезло, с маргинальными я мало общался. (Потом позже расскажу смешную историю, как я внедрялся в казахскую преступную группировку и что из этого получилось).


Рассматривая данную проблематику, важно понимать: вся эта империя инков существовала в классическом виде лет сто, перед приходом европейцев. Инки для тех мест это были типа как турки, завоевавшие Восточный Рим. Не совсем так, конечно. Ведь инки взяли себе культурный багаж прошлых цивилизаций и создали в организационном смысле абсолютно новое. Империю от Эквадора до середины Чили ну и т.п. Еще до всякого интернета люди добились практически мгновенной передачи сообщений внутри империи. Именно на почтовых мощеных дорогах и была выстроена эта странная империя. От Эквадора до Чили сообщение передавалось гораздо быстрее, чем нынешней Почтой России. За счет чего достигалась инкская скорость? У них даже лошадей не было...

На основных трассах - почтовые станции через каждые 2 километра. Парень взял письмо, пробежал на максимальной скорости, отдал следующему. Ну и получается скорость передвижения сообщения или отправления грубо 15 км в час. Сейчас у Почты России скорость существенно ниже, как мне кажется.

Многие считают, что испанцы так легко завоевали инков (200 чел против 50000 чел) из-за династических проблем с Уаскаром. Но, как я понял, подобные “династические проблемы” в империи происходили непрерывно. То есть центральный аппарат не обращал даже никакого внимания на войны принцев, империя работала как часы. Почему же именно испанская песчинка сломала механизм этих часов?

(Донаты приветствуются на Тинькофф, привязанный к нумеру +7 903 936 93 84
В скобках отмечу: народа под названием инки не существовало. это просто династия, родом из кечуа-аймара. То есть на русские деньги: финны, татары захватившие бы власть в условной Твери. Кстати, про постройки инкского времени любят говорить что это инопланетяне строили, типа неподсильно индейцам же.)


Главное, принципиальное отличие южно-американских цивилизаций, да и вообще - американских от евразийских - это культурная гомогенность Америки и культурное разнообразие Евразии. Если мы взглянем на историю Казахстана и Южной Сибири, мы увидим, что на этом пространстве издавна сосуществовали культурные влияния Ирана и Китая. Волнами туда доходило эллинистическое влияние, позже - арабское. Если сравнить арабов и китайцев - мы видим очень разные цивилизации. Это проявляется наглядно в искусстве, например. Оно очень разное. Культурное многообразие и постоянный обмен делали цивилизации региона более сильными. Мы видим также, что даже и небольшие народы могли формировать свои устойчивые культуры, которые существуют и ныне. Те же казахи формировались в условиях взаимодействия и противодействия сначала с Монгольским миром, а потом с русским. Вот например название Семипалатинск - откуда? До русских это был монгольский буддистский храмовый комплекс, включавший в себя семь основных зданий, палат.

Сейчас и русская, и казахская и монгольская культуры вполне себе живы, при этом при всех своих отличиях они пронизаны мириадами связей.

Совсем иную ситуацию мы видим в случае инков или ацтеков. Где их культура? Канула в Лету, сохранившись лишь частично в своей сельской версии. А ведь это были культуры весьма развитые и вполне городские...

Культурам Америки из-за их общности происхождения присуща слабость в сравнении с культурами Евразии. Не было серьезного межкультурного напряжения, не было принципиально разных полюсов.

И не было привычки к выживанию при столкновении с принципиально иными культурами, вроде европейской. Китай, столкнувшись с европейцами вполне себе выжил. А Инки за сотню лет просто испарились в культурном смысле.

Борис Мышлявцев. Казахстан и инки
Статуя из андского города Тиуанако (существовал со 2 по 12 века нашей эры). Инки, правящие роды, считали себя выходцами из этого города. В стилистике статуи видны общеамериканские черты, например сходство с тольтекскими скульптурами Мексики.


Чувствую, надо пояснить о гомогенности американских культур. Почему скульптуры аляскинских тлинкитов так похожи на перуанские? Откуда тождественность сказок и мифологических сюжетов? И почему значительная часть этих сюжетов так сходна с сибирскими.
.....
Когда я с целью сбора материала для диссертации жил в тувинской Монгун-Тайге (изолированный горный район, граничащий с Алтаем и Монголией), там одновременно работала экспедиция генетиков из Мск и Нска.

Они так объяснили: мы выяснили, что общие предки всех индейцев пришли отсюда, сейчас проводим уточняющие исследования.

Сейчас южносибирская теория является основной.

В двух словах. Около 20 тыс лет назад из региона примерно Тува-Бурятия произошла массовая миграция на северо-восток, на Чукотку, в Берингию и Аляску. Массовая по тем временам - это около 500 чел.

20 тыс лет назад - это значит за 10 тыс лет до возникновения первых городов. Но примитивными те культуры я бы не назвал. Это была вершина каменного века, появление межконтинентальной торговли, высокоразвитое изобразительное исскуство, развитая религия (предположительно шаманизм) и прочее.

И вот носители этой южносибирской культуры приходят на Аляску. А она от остальной Америки отделена мощным ледниковым щитом.

И следующие пять тысяч лет протоиндейцы сидят на Аляске. Их численность увеличивается до 5 тыс человек. Они ни с кем почти не общаются за пределами Аляски. Связь через Чукотку резко сокращается после появления Берингова пролива. То есть вот эта южносибирская культура 5 лет варится в изоляции, приобретает самобытные черты.

15000 лет назад потеплело, открылось 2 пути на юг. Вдоль побережья и на юго-восток через растаявший от ледников проход.

Буквально за 200 лет они дошли до Чили. Заселили оба континента с той плотностью, что позволяла экосистема. То есть люди с полярной культурой заселили экваториальные области, двинувшись дальше снова приблизились к полярным областям, только уже антарктическим.

При этом шли 2 потока, западный и восточный. Они часто смешивались, особенно в Центральной Америке. То есть культурное пространство было единым.

И постоянно происходило продвижение все новых племен с Севера на Юг. Последняя из крупных миграций - захватившие Мексику "северные варвары" ацтеки.

При этом мы не видим в этот период культурного упадка. Ацтеки восприняли городской образ жизни, легко восприняли культуру местных народов... Потому что она была в основе своей единой для всего этого пространства. Такое единство Юга и Севера обусловлено меридиональной протяженности гор. Все пути ведут на юг, и постоянно арктические популяции смешиваются с тропическими.

В Евразии миграции шли в основном широтно, восток-запад. Скифы на восток, монголы на запад - примерно так было и в более древние времена.

Примерно в 1 тыс до н. э. в тропических областях от Мексики о Перу возникают городские цивилизации, системы полисов. Условно их можно сравнить с Шумером до изобретения полноценной письменности.

Пищевой базой этих полисов стали кукуруза на севере ареала и картофель на юге. Они выполнили роль риса для Восточной Азии или пшеницы для Европы.

Будущая империя инков - Перу, Эквадор, Боливия, север Чили укрепилась на картофельном ресурсе. Чуть позже расскажу про их картошку. Заготовка картошки у них ничем не походила на нашу. Да и сама картошка...

Борис Мышлявцев. Казахстан и инки
Перуанская картошка. Около 3500 сортов (в каждой локальной общине выводились свои).


На фото те сорта, которые могут есть европейцы. Большинство перуанских сортов ядовито без очень долгой обработки. Их европейцы не употребляют. А представление о картошке как ядовитой связано не с глупостью крестьян, евших ягоды, а с тем что бОльшая часть сортов картошки действительно сильно ядовита. Они попадали в Европу как декоративные. Просто цветы с ядовитыми ягодами и корнями.


Говоря про инков, необходимо очертить зону единой американской городской цивилизации. К моменту прихода европейцев существовали 4 основных центра: ацтеки, майя, чибча (Колумбия), инки. Тут важно понимать: все эти цивилизации на тот момент были новыми. Варвары пришли, разрушили Рим, что-то от него взяли. Только Рим еще 1000 лет существовал в виде Константинополя. А в Америке Константинополя не было. Все главные города периодически стирались в ноль. Испанская колонизация стала лишь более полным старанием, хотя, впервые для этих мест, стирание дополнилось полной перезагрузкой. Почти полной.

 Но в древней истории этих мест можно выделить 2 устойчивых цивилизационных центра. Это Перу и южная Мексика.

Причем данные палеогенетики (на мой взгляд) говорят о том, что перуанский центр был более важным.

Подчеркну, что это не общепринятая точка зрения, это то, что мне кажется логичным.

Вот смотрите. Кукурузу одомашнили примерно 7 тыс лет назад в Мексике. Однако они ее там массово не потребляли. Только очень локальные очаги. Причем для чего? Из стеблей кукурузы выдавливали сладкий сок и делали алкогольные напитки...

И вот смотрите. Примерно 6 тыс лет предки майя и чибча жили рядом на Юкотане.

Домашняя кукуруза распространилась на юг до Перу.

Предки чибча мигрировали в нынешнюю Западную Колумбию. Там от предков инков познакомились с кукурузой. Затем мигрировали обратно к будущим майя и научили их разводить кукурузу.

В 5 веке нашей эры чибча мигрировали опять в Колумбию. На тот момент майя уже стали культурней чибча, набрались культуры от от ольмеков. Но все равно чибча были продвинутыми в сравнении с Колумбийском араваками - они их подчинили и основали 7 княжеств. Столица одного из них стала при испанцах Богатой.

Богота - столица нынешней Колумбии. Так получилось, что мне в ходе написания одной статьи пришлось пообщаться с очень многими жителями Колумбии.

Еще как-то моим клиентом был весьма пьяный молодой колумбиец. Он обращался по поводу достижения целей, чтоб я ему помог схему расписать. А в итоге 2 часа рассказывал мне со слезами на глазах о своих проблемах с Хуанитой или там Марией. Сюжеты, похожие на латиноамериканские сериалы.

Но я отвлекся.

Я сказал, что все эти государственные структуры были к приходу европейцев новыми. Буквально 100-200 лет. (Кроме умиравших майя, у которых намного дольше).

Тут надо глянуть, а что происходило до этого? И почему матрица индейских городских цивилизаций столь однородна?

Не совсем однородна, конечно. Четко выделяется два центра: юг Мексики и андская зона от озера Титикака до Куско.

Мексиканский центр можно сравнить с ранним Шумером, состоявшим из моноэтнических городов-государств под властью жрецов.

Андский центр тяготел к образованию многонациональных крупных централизованных государств, во времена инков превратившийся в огромную империю при главенстве народов кечуа, которые в этой империи были единственными полноправными. Все это похоже не на Шумер, а скорее на древний Китай.

Что из себя представляла "империя" ацтеков? А это был фактически один большой город, Теночтитлан. И небольшая сетка зависимых от него иноэтнических полисов, плативших дань. Выплата дани - вот и вся империя. Впрочем, единое культурное пространство было - но к ацтекам оно отношения не имело. (Об этом позже).

У инков была классическая сословная империя, с централизованным бюрократических аппаратом, развитой дорожной и почтовой сетью. Полноценная металлургия в Америке была только у инков. Медь по всей Америке использовалась в качестве денег или для украшений, однако лишь у инков медь и бронза использовались для изготовления оружия, мотыг и прочих хозяйственных целей.

Если задать глупый вопрос, какое общество было ближе к нашему, современному - ацтекское или инкское, то безусловно инкское. Только там в Америке возникло нечто похожее на полноценное современное государство. Это весьма удивительно. Почему же так? Тропический юг Мексики относительно однороден в плане климата и природы: тропические леса и болота.

Анды давали резкую дифференциацию от моря к высокогорью.


Мексиканская цивилизация фактически вся вышла из одной единственной культуры - ольмекской. Ольмеков как раз и можно назвать североамериканскими шумерами. Жили они в том же самом климате, что позже и майя. Ольмеки - название условное, так ацтеки звали жителей этих территорий много позже (резиновые люди в переводе, они поставляли ацтекам резиновые мячи для игры в футбол).

Кто были ольмеки по языку - точно не известно. Предположительно их потомки числом около 300 тыс чел врача довольно жалкое существование в джунглях Центральной Америки.

Явное начало ольмекской цивилизации относится примерно к 17 веку до н.э. И уже в этой цивилизации мы видим все, что будет позже: письменность, цифры, архитектуру, скульптуру, полисную систему, пирамиду, культ Кетцалькоатля, развитую торговлю. Ольмеки задали местный культурный эталон на тысячи лет вперед.

Письменность их не расшифровать. Уже ко времени ацтеков сама память об ольмеках полностью исчезла. Сами ацтеки считали себя наследниками тольтекской цивилизации, которая появилась через тысячу лет после исчезновения ольмеков. А исчезли они примерно в 5 веке до н. э.

Кукуруза из Мексики попала в Анды, в Андах превратилась в полноценную культуру, затем вместе с колумбийскими предками чибча снова пришла в Центральную Америку, попала к предкам майя и ольмекам. На базе кукурузы ольмеки и создали свою городскую цивилизацию.

Она была также нестабильна, как и последующие. Стоял город 500 лет - а потом жители его покидали. Почему - точно неизвестно. Изменения климата, завоеватели с севера или юга...

По всей Центральной Америки находят остатки ольмекских факторий. Затем идет период нового варварства - и постепенный подъем майя. Майя ничего принципиально нового не создавали, они лишь переработали ольмекскую культуру, улучшили технологии каменного строительства, усовершенствовали письменность, начали жить в опустевших ольмекских городах и строить свои по их подобию.

Борис Мышлявцев. Казахстан и инки
Ольмекская скульптура. Уровень весьма впечатляет. И в этой скульптуре нет характерной для индейцев типичной символизации...

Борис Мышлявцев. Казахстан и инки
Типичная ольмекская каменная голова. Таких голов найдено множество.

Борис Мышлявцев. Казахстан и инки
Ольмекское мифологическое животное. Очень похоже на стоящие повсюду в Кызыле статуи.

Борис Мышлявцев. Казахстан и инки
Ольмекская скульптура ребенка.

Борис Мышлявцев. Казахстан и инки
Карта современного распространения юта-ацтекских языков. Именно носители этой языковой группы около 5 века н. э пришли в Мексику, где восприняли, позже частично уничтожив, майянскую культуру.


Я вынужден очень сильно упрощать американскую историю, иначе читатель увяз нет в бесчисленных миштеках и сапотеках. Когда я пишу, что наследниками цивилизации ольмеков стали майя, я тоже упрощаю. Те же миштеки и сапотеки, жившие к западу от майянского Юкатана, имели свою письменность и долго боролись за контроль над Южной Мексикой и с майя и с тольтеками, а частично покорены были лишь ацтеками (против которых в итоге выступили на стороне испанцев).

Читатель, глядя на однотипные окончания в названиях народов (ацтеки, миштеки и пр.), может посчитать, что все эти народы были родственны. Это не так.

Дело в том, что вся история Мезоамерики была увидена европейцами через призму ацтекского взгляда. И все эти названия - ацтекские. Названия закрепились, сами же народы называли себя иначе.

Начиная с 5 века нашей эры история региона неразрывно связана с народами языковой группы науа, юта-ацтекской языковой семьи. Примерно в 7 веке один из народов науа - тольтеки - стали доминировать в регионе. Ацтеки позже всю цивилизацию выводили от тольтеков, что было, конечно, очень далеко от истины. С точки зрения майя или сапотеков тольтеки были полными дикарями, почти разрушившими постольмекский мир.

Что заставляло науа двигаться на юг волна за волной? А шли они из мест далеких, с территории нынешнего штата Юта...

Их теснили атабаски, самый азиатский из индейских народов.

Борис Мышлявцев. Казахстан и инки
Современное расселение атабасков (на-дене).  Южный ареал возник примерно во времена возвышения вытесненных атабасками науа, т. е. ацтеков.


Почему, на мой взгляд важно написать про атабасские или на-дене народы? Потому что они во многом противоположны ацтекам, от этого их соперничество было мировоззренческим, как я понимаю. И атабаски гнали всяких ацтеков на юг.

У атабасков - отстраненный сибирский Ворон, съедающий вас лишь после смерти, у ацтеков - кровожадный Колибри, пьющий кровь из живых людей непрерывно. Атапаски наркотически на мухоморах сидели, ацтеки на кактусах...

К атапаскам принадлежат такие известные народы, как тлинкиты, навахо, апачи. Апачи в русском языке в некоторых "национальных регионах" приобрело нарицательный смысл, вроде "люди вне цивилизации, дикари живущие древними законами, склонные к непредсказуемому поведению и грабежу".

К "апачам" относятся одновременно с высока - и со страхом.

Чтобы понять, кто такие атабаски и всякие апачи надо отмотать на несколько тысяч лет, к так называемым палеоэскимосам.

К эскимосам они не имеют прямого отношения, просто жили в американской Арктике до них.

По сути эти палеоэскимосы - это тоже что проточукчи. То есть древний восточноазиатский народ пришедший примерно с Амура на Чукотку. Потом часть уплыла в Америку. Там часть пошла на северо-восток, часть и на юг. И они активно смешивались с тогдашними индейцами. Данные разные, насколько активно, остановимся на цифре в 10% генотипа проточукчей у атабасков.

Ну и вот так культ Ворона и многие другие представления попали к индейцам. Это гипотеза, не утверждение.

Как бы то ни было, культурная связь внутри региона Аляска-Чукотка-Камчатка несомненна.

А что это значит? Я выше говорил о культурной гомогенности Америк. И вот на Севере эта гомогенности нарушалась контактами с Азией. Причем Чукотке и Камчатка были районами переходными, потому что народы частично переселялись туда и обратно. Поэтому и возникло общее культурное пространство, одним из маркеров которого является сибирский культ Ворона, наиболее развитый именно в Чукотско-Аляскинском регионе.

Борис Мышлявцев. Казахстан и инки
Девушка-атабаск в национальной одежде.

Борис Мышлявцев. Казахстан и инки
Якутка, почему то более грустная, чем атабасочка.


Как ацтеки возводили свою культуру к тольтекам, так инки к полису Тиуанако, возникшему на рубеже новой эры у озера Титикака. Расцвет города пришелся на 6-8 века. Кем по языку были тиуанакцы неизвестно. Предположительно аймара (1 из 2 главных языков империи инков).

Из этого региона вышла культурная картошка. Но для Америки там было кое-что круче: животноводство. Одомашнивание ламы. У тольтеков, например, ничего кроме собак не было.Вообще,  по всей Америке - только собаки...

Другие центры цивилизации развивались на побережье.

Постепенно возникали на всей будущей территории инков небольшие государства. При этом на юге доминировал язык аймара, на севере - кечуа. Они распространялись как языки межнационального общения. Аймара был больше связан со старой культурой, кечуа - с торговым общением.

Разные государства могли иметь разную специализацию. Например, на побережье - торговые города мореплавателей, отвозившие тольтекам высокотехнологичную продукцию (металлические изделия) и предметы роскоши. Что шло обратно, мне не совсем ясно: тольтеки могли предложить продвинутой Южной Америке разве что искусно изготовленные цветные накидки из птичьих перьев. Возможно, какие-то сорта подсолнечника или фасоли...

Археологические данные намекают, что уровень жизни (питание, одежда) в Андах был на порядок выше, чем в Мексике. Кроме того - никаких волне завоевателей с севера или юга...

Внутренняя торговля была весьма разнообразна, номенклатура товаров была столь широка за счет разницы по линии море-горы и за счет высокой производительности труда. К примеру, горы набежали Приморье сушеным мясом, картошкой, тканями. Приморцы снабжали горцев предметами роскоши и сушеными морепродуктами.

То есть вы видим некоторое культурное единство и хозяйственную специализацию регионов. Это признак гораздо более продвинутых обществ, чем раннешумерского, которому плюс-минус соответствовали мексиканские цивилизации (все, за 2,5 тыс лет существования никакого серьезного развития НЕ произошло. Что ольмеки юзали, то потом и майя, тольтеки, ацтеки).

Постепенно в Андах возникали все более влиятельные и крымные государства. Народов там было множество. Но все они постепенно оказались связаны сеткой интенсивных торговых отношений, языком кечуа (самих кечуа было не много, а вот их язык...), сеткой дорог, высокой культурой аймара. За пределами никто не мог повредить этой андской мозаике. Окружающие народы были малочисленны и жили либо в джунглях, либо в холодных горах юга, как арауканы.

Вот примерно такова картинка была к 15 веку н. э., веку возвышения Инков. Инки этнически не были кечуа. Однако именно они сделали кечуа тем, что он есть: самым крупным индейским языком Америки, на котором говорит до 25 млн человек.

И вот теперь собственно про инков. Откуда взялись, как смогли установить контроль над чуждым им миром кечуа?

Борис Мышлявцев. Казахстан и инки
Административное деление Тауантинсуйю, империи Инков. Название переводится по смыслу  "Все четыре стороны света". Стороны света отсчитывались примерно от озера Титикака. При этом соответствовали доинкским политико-экономическим регионам. Главы Суйю (союзных республик, так сказать) пользовались определенной свободой во внутренних делах. Но все Суйю были созданы Инками искусственно, то есть до них не было 4 государств. А это как на базе Бухары сделали Узбекистан, на Кавказе - еще одну республику из кучи народов, Сибирь и Центр.

Борис Мышлявцев. Казахстан и инки
Современные кечуа в праздничной одежде. Шляпки у дам навевают мысли о высшем обществе. Впрочем, в империи Инков все кечуа были освобождены от большинства повинностей и налогов. Они были в этом смысле народом-сословием. Кечуанский  крестьянин мог быть выше, чем местный аристократ другого народа.  Начать с того, что для смышленного кечуанского крестьянина всегда была открыта карьера чиновника в национальных регионах, где у него оказывалось преимущество: свободное владение государственным кечуа. Была система школ, где обучали литературному кечуа, математике и узелковому письму.

(Отмечу: ни на одном индейском языке не сохранилось так много старых текстов, как на кечуа. До 1780 кечуа был государственным в вице-королевстве Перу, вице-король обязан был знать кечуа.)


Ниже давайте посмотрим на практики, пользуясь которыми инки создали огромную империю, культурное единство которой и государственный язык до сих пор живы, несмотря на жесткий испанский прессинг после 1780 года. Заодно попробуем понять, отчего прессинг был так жесток. Он коснулся не только кечуа, но и народов, которые были союзниками испанцев в борьбе против инков и кечуа.

Борис Мышлявцев. Казахстан и инки
Дорогостоящая ткань для одежды богачей. Доинкская эпоха. (Ткань сохранилась в горной мерзлоте, как это бывает у нас на Алтае со скифской тканью).


В империи и музыка была развита. Аутентичной в ютубе нет записей нормальных. Многим известна мелодия Полет Кондора. Она основана на мелодике кечуа, но это уже испанское прочтение этой мелодии. Но суть там ясна. Музыкально по сути сходно с китайской музыкой. Этакая пентатоника, да еще с выпущенными из ряда маркерами минора-мажора.

В Перу эта мелодия считается народным достоянием.


Борис Мышлявцев. Казахстан и инки
Узелковая письменность кечуа. Ныне существует скорее в ритуальных целях, но еще недавно функционировала для ведения хозяйственных записей. Она и при империи в основном для этого была. В отличие, кстати, от Мексики, где письменные тексты предназначались в основном для чтения богов, а не людей.


Я в детстве изучал кипу, мне разные системы письменности интересны были. В двух словах - как она устроена была? В хозяйственных или налоговых расчетах приведу пример.

К примеру отчет одной из союзных республик Тауантинсуйю будет выглядеть так.

Идет общая нитка длиной метр, красного цвета. Это означает южную Суйю.

Дальше идут области Суйю, к общей нитке например 5 ниток разных цветов.

К ним - нитки районов.

И уже по районам конкретика: коричневая нитка - это количество произведенной картошки. Столько то узелков (разряды числ шли отдельными нитками)

Красная нитка - фасоль.

Желтая нитка - количество населения.

И так далее, десятки параметров.

Для Верховного Инки (для его министров на деле) все это сводили в одно небольшое кипу, базовые показатели по 4 Суйю.

Историю также записывали, только с другими цветовыми значениями узелков и нитей. Как записывали историю - мы ключей не знаем.

Потому что ключем была имперская научная школа. Вот этот цвет нитки значит войска, этот прошлого императора, этот нынешнего.

Я все это упрощаю.

Но главное отличие инкской письменности от нашей - не зная контекст нельзя было прочитать текст. Мы же можем строить контекст из собрания текстов. Наш текст понятен сам по себе. Для понимания инкского исторического или религиозного текста надо сначала было выучить его в передаче от учителя.

То есть если не брать бухгалтерские рассчеты, инкский текст мог прочитать только тот, кто с ним уже знаком.

Про иероглифическую письменность ничего не буду говорить. Там все противоречиво. Но если она и существовала - то исключительно для Богов и самых высших слоев империи. То есть владело этой письменностью примерно 500 человек из многомиллионного населения.


Принято сравнивать империю Инков с Советским Союзом - госплан, мега проекты, централизация, распределение товаров и т. п. Сравнение это ложное. Инки абсолютно никак не ограничивали частный бизнес. Часть его существовало в виде частно-государственного партнерства. Малый бизнес был свободен. Государство контролировало полностью лишь стратегические отрасли и глобальный рынок питания. То есть крестьянам могли сказать: вот новый сорт картошки, выращивай. В госбюджет с крестьян брали треть урожая. Треть шло на региональный налог, треть оставалось самому крестьянину. В советское время крестьянину оставляли ноль.


Не вдаваясь в детали отмечу: ацтеков разгромили в ноль и сейчас они живут в пустынях, неудобьях.

Кечуа где жили, там и живут. Более того, испанцы через миссионеров распространяли кечуа и на другие территории. Сами испанцы называли кечуа местной латынью. Тогда аймара был, получается, местным греческим.

В кечуа и аймара примерно 30% общих корней, хотя языки сильно разные. Это можно сравнить с якутской ситуацией: тюркский язык, но 40 процентов корней - монгольские. Или тувинцы - около пятой части корней монгольские. При этом у монголов куча тюркских корней.

Аймара были ближе к изначальной культуре Тиуанако.

Сами инки сначала говорили не на кечуа. Они пришли с аймароязычного юга. Установили господство над кечуа, приняли их язык. Затем стандартизировали и заставили все Анды говорить на кечуа (да и Амазонию).

Про сетку школ, где обучали стандартному кечуа, я уже упоминал.
Вобщем, главной фишкой инков была стандартизация. Во всем, до чего они могли дотянуться. Это признак современного общества, а не шумерского.

То есть это была этакая помесь Рима, Китая и индейцев.

Но. Было и глубинное сходство с СовСоюзом. Это - создание новой исторической общности, "кечуаязычный народ империи". Для этого предпринимались постоянные целенаправленные усилия.

Людей перемещали в кечуаязычные области. Для инородцев делали кечуа-школы. Дети знатных инородцев должны были воспитываться в Куско, столице. Каждый местный дворянин или вождь обязан был прожить определенное время в Куско. Была создана серьезная социальная машинка - и кечуа стал родным для множества народов. И остается поныне...

Борис Мышлявцев. Казахстан и инки
Инкское золото.


В империи Инков была общая правовая рамка: ты молишься Солнцу, веришь что Верховный Инка сын Солнца, знаешь кечуа - значит ты цивилизованный. Но внутри этой рамки у некоторых народов права были ближе к кечуа или дальше.

Статус почетного инки можно сравнить с членом КПСС в СССР. Им мог стать любой, хорошо работающий на империю. Статус давал преимущества по налогам и снабжению товарами.

Тут можно отметить: у ацтеков были огромные рынки. У инков 80% товарооборота шло через государство и около государственный бизнес. И в небольших городах никаких рынков вообще не было.

Это не означало, что средний класс не мог себе приобрести ничего вкусного. В малые города вкусное доставляло и государство и частники. Например как сейчас в Кызыле: мы заказываем красную рыбу у мелких предпринимателей, они ее берут на Камчатке. В магазине сильно дороже.

А в советское время местным чиновникам красную рыбу привозило государство...

Кстати, у империи Инков был свой девиз: НЕ ВОРУЙ И НЕ ЛЕНИСЬ.


Можно очень долго описывать государственную структуру Инков. До 1780 года они входили в элиту Испанской империи, охотно и много писали о своем прошлом. Но после 1780 года язык кечуа был запрещен, большая часть высшего общества была убита, и сейчас мы видим лишь сельскую культуру, высшим представителем которой является "потомок главы поселка".

Почему это произошло - читатель сам может выяснить самостоятельно.

Я же хочу резюмировать. Цивилизации Мексики были глубоко архаичными. Первобытные люди с севера постоянно захватывали и разрушали города. А кре

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Горыныч набрал номер Бабы-Яги. — Слушай, давай-ка разберемся в вопросах судьбы. Вытащи-ка Руну, кто я тебе, а то непонятно, куда всё движется. Хорошо, трехглавый — ответила Баба-Яга и полезла в волшебный мешочек. Горыныч был в ударе и ярко представил себе, какая именно Руна должна быть ...
Франция станет второй европейской страной после Бельгии, запретившей этот мусульманский женский головной убор. Президент Николя Саркози назвал хиджаб «символом порабощения и унижения», а французский министр по делам иммиграции Эрик ...
"Мама, купи мне мотоцикл Папа, купи мне пулемет Предки, я вас уверяю Рок-н-ролл не умрёт!" гр.Пентагон Придумай подпись к скучной картинке: "Дедушка оставил в наследство внуку-байкеру свой Мерседес W123". Болгарка, сварка, суперклей: ...
...
Оригинал взят у fiton в Подборочка позитива Повысьте себе настроение :) ...