Фильм «Последняя дуэль» («The Last Duel»), 2021 г.
erofey_manager — 20.11.2021 Теги: Скотт (Короткая версия для Яндекс Дзен)Историческая драма «Последняя дуэль» («The Last Duel»), 2021 г. Впечатления от фильма.
У нас, значит, Куликовская битва, хан Тохтамыш Москву сжёг, все дела, а эти чёртовы французы дуэлями развлекаются! Словно не знают, что у них Столетняя война идёт!
История одного изнасилования.
Основано на реальных событиях. Как ни странно.
О самом фильме, кроме того, что он «о чём-то таком средневековом» я заранее знал только одну вещь – режиссёр там Ридли Скотт. А это, к сожалению, в последнее время плохой признак.
Да, когда-то он снял «Дуэлянтов», «Чужого», «Бегущего по лезвию». Но это было сорок лет назад. Конечно, далеко не все его фильмы я смотрел, но падение отсчитываю по «исторической трилогии» двухтысячных годов – «Гладиатор», «Царствие небесное» и «Робин Гуд».
«Гладиатора», при всём его антиисторизме и развесистой клюкве, смотреть ещё можно. Ради трёх вещей – симпатичного мордобоя на арене, великолепного Хоакина Феникса в роли полубезумного императора Коммода. Ну и ради Конни Нильсен, потому как женщина она приятная во всех отношениях. Крестоносное «Царствие небесное» смотреть можно разве что ради рыжей бороды Брендана Глиссона (и то, в гибсоновском «Храбром сердце» борода у него была покруче). А приятную во всех отношениях Еву Грин я не люблю. «Робина Гуда» лучше вообще не смотреть.
И это, заметьте, я ещё не вспомнил фантастические фильмы «Прометей» и «Завет», окончательно похоронившие и чужих-ксеноморфов и мою веру в Ридли Скотта.
Сами понимаете, как я рисковал, идя на его новый исторический фильм.
Впрочем, заранее, кроме имени режиссёра, просто из рекламного постера, я знал ещё одну вещь – в главных ролях будут пухлощёкий спецагент Фома Киняев и носатый внук Дарта Вейдера. То есть, Мэтт Деймон и Адам Драйвер. В способности Драйвера изобразить коварного рыцаря Жака ле Гри я не сомневался. Но, честно говоря, сомневался, что Деймон, со своей простецкой курносой физиономией, потянет на рыцаря Жана де Карружа, чисто внешне. Ан нет, очень неплохо получилось. Там и из Бена Аффлека вышел неплохой вечно поддатый граф Пьер д’Алансон.
Главная женская роль, Маргарита де Карруж, у Джоди Комер, которую я видел ранее ровно в одном фильме и то совсем недавно («Главный герой», всё никак отзыв на него не сделаю). Она тоже вполне удачно попала в образ.
Вообще, все актёры хороши, и главные, и эпизодические. Кстати, среди последних так много знакомых «средневековых» лиц! Смотришь так и – ага! – вот этот из давнишнего «Храброго сердца», а вот этот – из недавней «Игры престолов». Занятно.
Время действия в фильме – кульминационный 1386 год и лет пять, или немногим больше, до него. Место действия – Франция. Факт, вокруг которого вся драма понаверчена – судебный поединок, дуэль до смерти, которую тут позиционируют как последний официальный судебный поединок во Франции.
Жил да был храбрый, отважный, но туповатый и безбашенный рыцарь Жан де Карруж.
То есть, непосредственно «лычки» рыцаря он тут получает по ходу сюжета, а до того он так, «типичный представитель нетитулованного мелкопоместного дворянства», но «славного древнего рода». Однако, не буду влезать ни в тонкости терминологии, ни в заклёпки рыцарской брони. Кино это художественное произведение, а не лекция на истфаке. Рыцарь и рыцарь. В доспехах, на коне и с вострой железякой в руке.
И был ещё один рыцарь – его друг, образованный, хитрый, предприимчивый, но столь же храбрый Жак ле Гри. Оба они «работают вассалами» у графа Пьера Алансонского. (В кино показали процедуру оммажа, молодцы. А то это слово в последнее время всякие личности, близкие к искусству, стали слишком часто использовать, да всё не по делу). У хитрована ле Гри при графском дворе карьера идёт в гору, а у солдафона де Карружа на отшибе карьера не ладится, несмотря на всю его ярость в бою. Взаимоотношения между этими двумя рыцарями всё больше портятся, и бывшие друзья уже, считай, враги. Хоть попытки примирения и предпринимаются и вражда на время стихает.
А тут ещё женитьба… Оженился де Карруж на благородной деве Маргарите (ради приданного, конечно же) да прожил в мире и гармонии лет пять. Но тут на Маргариту положил глаз Жак ле Гри, который, прямо по Высоцкому, «меры в женщинах и пиве он не знал и не хотел». Да и сама Маргарита, в отличие от своего мужа, эти пять лет жила не совсем чтоб в «мире и гармонии». Она дева образованная, натура чувствительная. А с мужем точек соприкосновения не густо. Даже сериальчики вместе вечером не посмотришь, за отсутствием оных. Дева Маргарита куртуазные романы почитывает, а рыцарь де Карруж читать-писать не обучен. Ле Гри, что характерно, и латынью владеет, и книжки читает, а не только мечом машет.
И вот возвращается как-то отважный де Карруж из очередного военного похода (вы же помните, что у нас Столетняя война на дворе и место жительства героев жаркое – Нормандия), а жена его с порога огорошивает: в твоё отсутствие заявился Жак ле Гри и возлёг со мной против моей воли, pardon my french. Женщине, по обычаю, веры нет, ле Гри всё отрицает, но честь де Карружа задета. Ну и логический итог средневекового судебного разбирательства, с которого фильм начинается и которым заканчивается – судебный поединок. До смерти.
Нет, я не заспойлерил. Первые кадры фильма – начало дуэли. Дуэль, равно как её причина и итог – факт заранее известный. Тут интереснее смотреть за развитием повествования.
Подана эта незамысловатая история тремя последовательными главами. Точка зрения де Карружа, точка зрения ле Гри и точка зрения Маргариты. (Кто сказал «Расёмон» Куросавы? Этот приём много где использовали). Где-то показывают одни и те же события, но в восприятии разных людей. Где-то – разные события, дополняющие характеры и взаимоотношения героев.
Понятно, что к фильму не надо подходить как к учебнику истории. Не нужно использовать его как точную иллюстрацию к средневековой жизни, средневековым обычаям и нравам, иллюстрацию к той моде, одежде и оружию. Не стоит пересчитывать количество заклёпок на рыцарских доспехах и оценивать бронепробиваемость рыцарского копья. Это художественное произведение в определённом антураже, с определёнными допущениями. Снятого красиво, это не отнять. Замки, соборы, наряды, доспехи…
Знать в шитых золотом выпендрёжных одеждах. Простолюдины не в дырявой дерюге, традиционной для кинематографа, а в нормальной шерсти. Негреющие камины в каменных замках и двери без традиционных для кинематографа щелей. Одежды во много слоёв и каждая под свой случай, а не «эта куртка для этого героя на всю жизнь». Военные ходят в доспехах только в бою, а не с рождения и до смерти. Да и доспехи, в кои-то веки, не надевают на голое тело, а кованые пластины на кольчугу, кольчугу на стёганку, стёганку на исподнюю рубаху… Не буду утверждать, что в фильме всё исторично и аутентично, скорее всего нет. Но впечатление производит приятное. Воскликнуть «не верю» не хочется. В отличие от многих других исторических фильмов, где кинематографические условности (или недоработки) слишком бросаются в глаза.
Не сказать, чтобы в фильме было чёткое «чёрное и белое», но и не сказать, что тут «чересполосица». Скажем так, люди сложные, но конкретное событие чётко расставляет всё по местам и определяет, кто прав, а кто виноват.
Де Карруж вот весь такой храбрый и отважный, но извилина у него явно одна, и та – след от бацинета. Как результат, человек он не самый приятный, и на войне, и в общении и в быту. А уж как ему в голову ударили рыцарские «лычки»… Ле Гри вроде и умный, но боже ж мой, страсти свои держать в узде не умеет вообще. «Если женщина говорит «нет», это значит «да», а то, что я взял её силой – так она этого сама хотела, а сопротивлялась и кричала только потому, что так положено, я ж сказал ей, что люблю, даже два раза». Молодец, что тут сказать. Он абсолютно искренне считает, что ничего плохого не сделал. Не притворяется, а именно так и считает. При этом он совсем не карикатурный подлец-негодяй, ещё до инцидента он до последнего пытался дружить с де Карружем, который просто-таки нарывался и вёл себя неприлично.
Разве что Маргарита тут, как Катерина у Островского – луч света в тёмном царстве. Игрушка в чужих руках – отца, мужа, ле Гри, королевского суда… Упрекнуть её особо нечем. Ну да, при дуболоме-муже заглядывалась немного на образованного и тонкого красавчика ле Гри, но никаких намёков и авансов ему не раздавала, да и общалась с ним всего ничего.
Наверняка многих борцунов с гидрой феминизма возмутит, что Маргарита показала себя лучшей хозяйкой поместья, чем её муж. Но что тут такого? Она дева образованная, читает-считает, во всё вникает, всё помнит. А муж… Он и в ведомости крестик ставит (на сколько его там накололи с королевским жалованием – бог весть), и в хозяйстве не особо смыслит. Да и неинтересно ему это. Он прямолинейный рубака, а не счетовод. Он и с собственным сюзереном, графом Алансонским, отношения испортил из-за своего дуболомства. «Мне бы шашку, да коня, да на линию огня. А дворцовые интрижки – это всё не про меня». Впрочем, и военный он не ахти – личной силы, умения и храбрости не занимать, а как командир – околонулевой.
Короче говоря, характеры в фильме даны интересные и не совсем прямолинейные. И за ними было интересно наблюдать.
К тому же всё подано очень качественно, в эдакой «классической» манере. Кино вроде и «18+», и причина дуэли-то – изнасилование, и граф Алансонский со своим верным Жаком ле Гри ни в чём себе не отказывают. И всё это вроде бы и показывают, но так, интеллигентно, что ли. Сдержано. Без «игропрестольщины» с её full frontal nudity «лишь бы было чем зрителя шокировать». Без смакования. Да и вообще, обошлись и без бессмысленной обнажёнки, и без стыдливого умолчания. Точный баланс.
«Кровавые» сцены тоже удались. Вот чувствуешь, что два этих человека усиленно пытаются убить друг друга. С яростью, с напряжением всех сил, используя все средства. Что конная сшибка, что последовавшая пешая молотьба – мне понравились. Повторюсь, у специалистов по историческому фехтованию и прочих реконструкторов может и возникнут вопросы. Но на мой взгляд тут всё как надо – никакого театрального фехтования, никаких красивостей.
И доспехи в кино – о чудо! – работают как доспехи. Убить закованного в железо рыцаря не так-то просто. Это и в «военных» сценах было видно – стрелы отскакивают от лат, удары идут в открытые части (типа лица) или в слабые места. Впрочем, точность «мордобоя» в этом фильме не главное, и подобных сцен немного.
Так что же, получилось кино у Ридли Скотта? Надо признать, что получилось. Как в поговорке. Старый конь борозды не испортит, но и глубоко не вспашет.
Нет, это не какой-то глубокий, хватающий за душу и пробирающий до мурашек фильм. Но хороший, однозначно хороший. Хороший, если не во всех, то в большинстве своих аспектов. Я посмотрел с удовольствием, получил свою дозу впечатлений и эмоций. И вам рекомендую. Не факт, что мы сойдёмся во мнениях, но посмотреть фильм стоит.
|
</> |
Фильм «Последняя дуэль» («The Last Duel»), 2021 г.
Оставить комментарий
Популярные посты:
- Зрители фестиваля Astroworld подали коллективный иск против Трэвиса Скотта ТАСС
- Трэвис Скотт прокомментировал трагедию на музыкальном фестивале Lenta
- Давка на фестивале Astroworld в Хьюстоне: рэперу Трэвису Скотту грозят миллионные иски Би-би-си Русская служба
- Стали известны подробности гибели поклонников Трэвиса Скотта на его концерте в Техасе Газета.Ru
- Трэвис Скотт будет сотрудничать с полицией после гибели людей на концерте РБК
- Посмотреть в приложении "Google Новости"
- Коррозия металла. Зачем Ридли Скотт снял рыцарскую драму с Мэттом Дэймоном и перекрашенным в блондина Беном Аффлеком? Lenta
- 7 исторических фильмов Ридли Скотта, после просмотра которых вы обрадуетесь, что живете в наше время – Афиша-Кино Афиша
- «Последняя дуэль»: сэр Ридли Скотт снова всем показывает, как надо снимать кино Афиша Daily
- Каким получилась «Последняя дуэль» Риддли Скотта | Журнал Esquire.ru Esquire
- Женщина в Средневековье: в России выходит фильм Ридли Скотта «Последняя дуэль» RT на русском
- Посмотреть в приложении "Google Новости"