Среди них два искусно выполненных бронзовых совка, которые использовались для возложения углей на жертвенник и для возжигания воскурений (Лев. 10:1). Однако найденные кадильницы, скорее всего, не из иерусалимского храма, а римского святилища.
Среди предметов находился бронзовый кувшин для вина. На сосуде изображена сцена римского пира — возлежащий мужчина с кувшином вина в руке. Также декоративная каменная чаша-треножник, римские глиняные лампадки и сотни монет, датируемые поздним римским периодом (II – III вв. н.э.).
Предполагается, что «черные» археологи раскопали один из объектов, связанных с восстанием Бар-Кохбы.
Амир Ганор, директор Управления по предотвращению расхищения археологических ценностей, высказал мнение: «Мы недавно стали свидетелями несанкционированных археологических раскопок недалеко от пограничного перехода Таркумия. Это место связано с деятельностью Бар-Кохбы. Была начата операция по задержанию подозреваемых, но, к сожалению, грабителям удалось скрыться. Когда они бежали, то оставили после себя находки, напоминающие те, которые были в машине подозреваемых. Мы считаем, что предметы, недавно обнаруженные в Иерусалиме, были взяты именно с этого места».
Скорее всего, воины иудейского вождя, поднявшего восстание против римлян при императоре Адриане в 132—136 годах, захватили римское святилище, разграбили его и взяли в качестве трофеев священные артефакты.
Бронзовые предметы — довольно редкая находка, так как бронза, как правило, шла на переплавку для повторного использования.
Не все найденные монеты соответствует времени Бар-Кохбы, большая часть из них более позднего периода. Вполне возможно, речь идёт о находках из разных источников, определить которые задача следственной группы. Вот такие зигзаги происходят на святой земле Израиля, где прошлое связано с настоящим.
Фото Йолли
Шварц, предоставлены пресс-службой Управления древностей
Израиля
Рам
Юдовин