Итоги от альбатросов
albatrossdoc — 28.12.2010 Теги: Бэнкс Аккуратно озираясь по сторонам, мы замечаем то тут, то там, и даже в самых неожиданных местах, всевозможные киноитоги года. Надо сказать, что это зрелище нам видится весьма любопытным и заманчивым. Мы тоже решили выцедить свою документальную каплю в море бурлящих итоговых кинообзоров. Тем более, некоторые друзья нас даже на это вежливо подбивают. А тот факт, что мы этого никогда раньше не делали, нас даже воодушевляет.Мы всегда аккуратны с оценками, потому что считаем, что не совсем имеем право что-то или кого-то оценивать, да и не горим особым желанием это делать. Но в наших головах, бесспорно, сформулировались кое-какие субъективно ключевые события этого года.
И вот в 2010 году сначала на некоторых российских экранах загорелись звезды стритарта в документальном исполнении легендарного Бэнкси в «Выходе через сувенирную лавку», потом в наших кинотеатрах начали крутить несколько копий фильма французского мастера документалистики Томаса Бальмеса «Малыши», ну, а Жак Перрен и Жак Клюзо и вовсе побили рекорды зрительской док-популярности с картиной «Океаны». Вот эти документальные ленты на троих заработали в отечественном ограниченном прокате больше полутора миллионов долларов. Не беда, что эта сумма составила меньше 3% общего мирового бокс-офиса этих фильмов, главное, что такая сумма в контексте нашего проката вообще появилась.
Самым логичным было бы теперь назвать лучшего дистрибьютора года. Ведь именно он, неистово рискуя, пытался наладить этот трудоемкий процесс обмена документальными флюидами между мировым кино и российскими зрителями. Конечно, это компания «Вольга». Мы много раз упоминали её в этом году. С удовольствием делаем это еще раз. Среди её главных неигровых достижений: упомянутые «Малыши» и кинодебют Бэнкси, картина Тома Дичилло «The Doors. When You Are Strange» и фильм Дэвиса Гуггенхейма «Приготовьтесь, будет громко». В DVD-релизе компании к этим названиям прибавляются также фильмы «Лицом к лицу с Али» и «Корпорация Еда», номинант на «Оскар 2010». Диапазон игрового кино «Вольги» также впечатляющий и очень разношерстный. Из нами любимых - там «Пророк» Жака Одиара и «Рестлер» Даррена Аронофски. Кстати говоря, берлинский любимец «Как я провел этим летом» - тоже прокатное детище «Вольги».
Но вот уж на чем останавливаться хотелось бы меньше всего - это на русском игровом кино. Так что, с вашего позволения, мы лучше продолжим развивать мысль о связи зрителя с интересной документалистикой.
Ретроспектива года - бесспорно, фильмы братьев Майзелс в рамках «Кинотеатра.док». Событие, которого мы никак не ожидали от этого фестиваля, но событие, оказавшееся замечательным, состоявшимся и, к сожалению, недооцененным.
Фестивальная программа года - конечно «Свободная мысль». Программа, у которой нет конкурентов. Программа, фильмы которой выбираются с чистым сердцем и искренней профессиональной ревностью. Программа, которую, действительно, стоит ждать. И программа, ради которой для нас существует Московский Международный Кинофестиваль.
Заодно упомянем другие фестивальные новости этого года. Президентом «Послания к Человеку», единственного в России фестиваля документального кино, аккредитованного ассоциаций FIAPF, и проходившего в этом году в 20-й раз, стал режиссер Алексей Учитель. Поговаривают, фестиваль обновился в лучшую сторону, а новый директор серьезно намеревается вытащить этот МКФ из непростого финансового положения. Разросся и стал совсем серьезным другой крупнейший фестиваль документального кино - «Флаэртиана». В этом году на ней было показано в основном конкурсе 18 документальных фильмов из 16 стран, а всего представлено в разных программах около 200 фильмов, которые на четырех площадках Перми посмотрело в этот раз более 6,5 тысяч зрителей. Совсем недавно организаторы «Флаэртианы» получили грант на свою клубно-фестивальную деятельность от Европейской комиссии, так что теперь фестивалю будет гораздо проще разрастаться и в интернете, и в реальности в самые разные стороны. Мы предполагаем, что это всё к лучшему.
Если говорить совсем предметно, а именно про фильмы, то мы, пожалуй, выделим несколько картин, которые оставили в нашей душе какой-то важный след в этом году. Это не значит, что мы по уши влюблены в эти фильмы или не видим в них каких-то изъянов. Это, скорее, значит, что они подняли наш творческий дух, вдохновили, и не оставили чего-то гадкого в душе или в мозгах.
Это: «Армадилло» Януса Мец Педерсена, «Безумная жизнь» Кристиана Поведы, «Выход через сувенирную лавку» Бэнкси, «Где-то» Софии Копполы, «Игрок» Джона Аппеля, «Неоконченный фильм» Яэль Херсонски, «Четыре льва» Кристофера Морриса.
Напоследок, о грустном. Мы начинали этот год с записи о Дхондупе Вангчене, молодом парне, который снял документальный любительский фильм о Тибете, и китайские власти его за это приговорили к 6-ти годам тюрьмы.
А вот и самое несправедливое событие года - известнейший иранский кинорежиссер Джафар Панахи, человек, фильмы которого прокатывались в десятках стран, обладатель «Золотой камеры» Канн, «Золотого леопарда» Локарно, «Золотого льва» Венеции, «Серебряного медведя» Берлина, десятка других существенных мировых наград, осужден «за участие в сборе и распространении пропагандистских материалов против существующей власти» Ирана и приговорен всё к тем же 6-ти годам тюрьмы. Ему запрещено снимать фильмы, общаться с прессой и выезжать из своей страны в течение 20 лет после выхода из заключения. Это немыслимое известие свалилось на мир прямо под конец этого года, неделю назад.
Каннский и Берлинский фестивали уже успели выразить громкий протест по этому поводу; разные мировые министерства и ведомства, правозащитники и кинодеятели давно шлют петиции в Тегеран; Голливуд во главе со Спилбергом, Копполой, Коэнами, Редфордом, Скорсезе, Де Ниро и многими другими направил обращение властям Ирана; Европейская киноакадемия давно собирает подписи в защиту арестованного режиссера. Наше киносообщество молчит. Мы не наблюдаем нот протеста на сайтах нового или старого киносоюзов. Наверное, кинематографисты нашей страны, занятые съемками своих гениальных фильмов, не особенно вовлечены в мировой кинопроцесс. Всего пара-тройка человек выразили личный протест по поводу такого приговора. Мы тоже выражаем, подписав хотя бы эту петицию, но, безусловно, понимаем, что это - мертвому припарка.
Несмотря ни на что, мы продолжаем верить в доброе умное ироничное выразительное справедливое и честное кино. И не только кино.
Кто не согласен с нашими итогами - нажмите сюда.
Да, и это еще не последний пост в этом году - с нас подарок.
|
</> |