Живописец Лука Джордано.
volynko — 18.10.2020 Теги: Джордан18 октября
1632 года родился Лука Джордано (в
Неаполе), в семье Антонио и Изабелла Импарато.
Антонио, торговец картинами из Апулии, но при этом скромный художник, должен был приобщить сына к искусству живописи.
Антонио взял своего сына с собой в Рим около 1650 г. Первые его работы, можно отнести к началу 1650-х годов, они являются данью живописи Караваджа и упражнением в искусстве Джузепе де Рибера, в мастерской которого он, овладел первыми зачатками живописи.
Первые задокументированные работы Джордано относятся к 1653 году. Если гравюра, изображающая Христа и прелюбодейку, во многом обязана стилю Риберы, «Исцеление калек» (Афины, Национальная галерея). Второй раз он приезжал в Рим в 1654г. где он также изобразил некоторые детали потолка Пьетро да Кортона в Палаццо Барберини.
Первые работы Лука Джордано, выполненные по просьбе неаполитанского вице-короля Гарсиа де Авельянеда, графа Кастрильо и его сановников, относятся к 1657 году: платежи за Мадонну дель Росарио в церкви Солитарии (разрушенной в начале XIX века), ныне находящейся в Каподимонте на самом деле оплачивались Джованни Маттео де Салас-и-Леон, человеком на службе вице-короля.
В 1658 г. Лука Джордано женился на совсем юной Анжеле Маргерите Дарди в Неаполе, сначала собираясь жить в арендованном доме на Виа Тринита-дельи-Спаньоли, где оставался до 1668 г., когда переехал в Сан-Анна-ди-Палаццо, а оттуда , в 1686 г., на улице Виа Нардонес. Его жена будет рядом с ним всю жизнь, подарив ему многочисленных детей, по крайней мере, десять мальчиков и девочек.
Новый вице-король, граф Пеньяранда Гаспар де Бракамонте, внес свой вклад в завершение конструктивного и декоративного мероприятия церкви, принадлежащей женской ветви Ордена Босых кармелитов, заказав картины у Луки Джордано и заплаченные от имени наместника между 1660 и 1664г.г.
Связь Луки Джордано с окружением вице-королевства также побудила создать множество картин для испанских клиентов.
В конце 1663 года, он уехал в Венецию. Во время путешествия он остановился, возможно, во Флоренции и Ломбардии. В Венеции он мог напрямую столкнуться с произведениями Тинторетто, Веронезе и Тициана. Возможно, возвращение из Венеции было вызвано важным поручением: отправкой в монастырь Эскориал в Испании неопределенного, но значительного количества картин, заказанных Филиппом IV через Себастьяно Кортиццо, для исполнения «в подражание Тициан и Тинторетто»
С июля 1665 г. Г. снова зарегистрирован в Неаполе, откуда он отправил Успение Богородицы в Венецию для церкви Салюте, подписанной и датированной 1667 годом. В г. Джордано работал в новой ризнице капеллы Сокровищницы С. Дженнаро в соборе, для чего написал С. Дженнаро во славе в склепе и небольшие росписи на меди священных предметов ( Святые и христологические рассказы ), нанесенные на шкафы. Это был также момент, когда началось сотрудничество с Джузеппе Рекко, который в то время подписал «Натюрморт с рыбой и рыбаком» , фигурой, написанной Джордано.
В 1669 году родился старший сын Лоренцо, и в том же году Луке Джордано была заказана Депозиция для Пио Монте делла Мизерикордия, датированная 1671 годом. Еще в 1669 году, в ноябре фрески купола Сан Грегорио Армено были припаяны к нему Лукрецией де Сангро (внутри купола, Gloria di S. Gregorio Armeno ; между большими окнами барабана, восемь святых бенедиктинского ордена ), написано Лука Джордано в стиле Ланфранко и Пьетро да Кортона.
В начале семидесятых годов работы для часовни молельни на горе бедных должны были быть размещены в здании, где сейчас находится исторический архив Banco di Napoli: первым было исполнено «Непорочное зачатие» с фреской, оплаченное 25 декабря. Октябрь 1672 г., за которым во второй половине 1673 г. последовало Обрезание главного алтаря. Последняя композиция предвосхищает венецианские запрестольные изображения Салюта, «Представления Марии в Храме и Рождества Богородицы», выполненные в 1674 году
Во второй половине десятилетия Лука Джордано принимал активное участие в работе собора в рамках общего ремонта здания в стиле барокко, который он пошел, чтобы покрыть анжуйские постройки лепными украшениями и картушами, продвинутыми между 1667 и 1685 годами кардиналом Иннико Караччоло. С апреля 1677 года он работал в церкви аббатства Монтекассино, занимаясь украшением свода нефа, завершенным к концу года.
1680 года - это святые Франциск Борджиа и Франческо Саверио (Неаполь, Национальный музей Каподимонте) для главного алтаря иезуитской церкви, уже посвященного святому Франциску Ксавье. В феврале и сентябре 1681 года Джованни Баттиста и Джованна Пиньятелли оплатили две картины ( Святой Августин в пустыне и Святой Патрик, епископ Женевского) капеллы св. Агостино, а в 1684 г. подписал алтарь ( св. Августин обращает еретика ). В том же 1681 году он завершил «Переход Красного моря» для Санта-Мария-Маджоре в Бергамо.
В 1676 году маркизы Нери и Бартоломео Корсини начали строительство часовни, посвященной их предку Андреа, канонизированной в 1629 году. Чудеса святого на стенах, на мраморных горельефах Лука Джордано увенчал изображением его входа в рай через сияющую и переполненную фреску купола, в которой также нашла свое место семейная слава в эпизоде освящения часовни. Джордано завершил работу, для которой он создал несколько моделей (две оставшиеся до сих пор находятся во Флоренции, в Galleria Corsini), за несколько месяцев, с февраля по август 1682 года, когда была оплачена позолота лепнины, обрамляющей фрески.
Перед возвращением во Флоренцию Джордано остановился в Риме, где в марте 1685 г. написал алтарь с изображением св. Анны для одноименной часовни в Санта-Мария-ин-Кампителли.
В течение примерно шести лет, между завершением флорентийского опыта (1686 г.) и близким отъездом в Испанию (1692 г.), Лука Джордано создал множество произведений в Неаполе.
Между 1691 и 1692 годами есть холсты Святых Апостолов ( Рождество Богородицы , Представление Мария в храме , Поклонение пастырей , Сон святого Иосифа), (утерянные) алтари для трех часовен - С. Витторе, С. Аполлинаре, святых Дженнаро и Гинаццоне - в церкви аббатства Монтекассино, фрески Санта Мария Доннаромита ( Триумф Деборы ), завершенные к отъезду мастера в Испанию своим учеником Джузеппе Симонелли, который также завершил потолок церкви Сан-Реститута Перевозкой тела святого по заказу депутатов собора, в том числе каноника Карло Челано, изображенного Лукой Джордано около 1692 г. ( Неаполь, Национальный музей Сан-Мартино).
22 апр. 1692 г. Лука Джордано отправился в Испанию, в тюрьму капитана Дона Антонио Гонсалеса в сопровождении его сына Николо, племянника Джузеппе, трех помощников - Аньелло Росси, Маттео Пачелли, Джован Баттиста Соттиле - слуги и духовника (Де Dominici, pp. 419 ff.). Его убедили милости, оказанные королем Карлом II с декабря прошлого года его сыну Лоренцо, а затем оказанные и другим членам семьи.
По крайней мере, столетие испанские правители использовали итальянских художников для украшения своих резиденций, Карл II не отступил от традиции.
Джордано был мастером переходной эпохи рубежа XVII-XVIII
веков, поэтому в его творчестве черты позднего барокко подверглись
своеобразной трансформации, предвосхищая открытия нового
столетия.
Скончался Лука Джордано 3 января 1705
года на родине в Неаполе.
Источник: http://eaculture.ru/gallery/2718