![](/media/images/top/preview/img-fotkiyandexruget15496129593308e0_118635_2941fa9d_XL.jpg)
Как снимали "Гостью из будущего"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего 000.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/15496/12959330.8e/0_118635_2941fa9d_XL.jpg)
В этом году исполняется 30 лет, как на телевизионные экраны вышла многосерийная картина «Гостья из будущего», снятая режиссером Павлом Арсеновым по мотивам произведений писателя-фантаста Кира Булычева «Сто лет тому вперед».
Премьера состоялась 25 марта 1985 года в 16.05 по московскому времени.
Режиссёр Павел Арсенов всегда снимал серьёзные, взрослые фильмы, и никто не ожидал, что он вдруг займётся фантастической «стрелялкой» для детворы. Но однажды в поезде Павел Оганезович разговорился с режиссёром Ричардом Викторовым, который снял «Москву - Кассиопею» и «Через тернии к звёздам». Викторов предложил коллеге попробовать себя в новом жанре. Арсенов был знаком с Киром Булычёвым, написавшим книгу «Сто лет тому вперёд» о приключениях Алисы, и загорелся идеей. Так началась большая история «Гостьи из будущего».
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего 001.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/16107/12959330.8e/0_118636_55c9a2c5_XL.jpg)
На роль Алисы пробовали множество красивых пионерок, а Наташу Гусеву, как водится, заметили случайно.
![ÑоÑопÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ð° ÑÐ¾Ð»Ñ ÐлиÑÑ Ð¡ÐµÐ»ÐµÐ·Ð½Ñвой ÑоÑопÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ð° ÑÐ¾Ð»Ñ ÐлиÑÑ Ð¡ÐµÐ»ÐµÐ·Ð½Ñвой](https://img-fotki.yandex.ru/get/15560/12959330.8e/0_118637_cff25f5e_XL.jpg)
фотопробы на роль Алисы Селезнёвой
Она пришла в студию с подругой, чтобы посмотреть на любимого писателя-фантаста, но когда режиссёр заметил девочку, сразу решил: «Это Алиса!»
![ÐаÑалÑÑ ÐÑÑева ÐÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ð° Ñоли ÐлиÑÑ Ð¡ÐµÐ»ÐµÐ·Ð½Ñвой в ÑилÑме Ð.ÐÑÑенова ÐоÑÑÑÑ Ð¸Ð· бÑдÑÑего 003 ÐаÑалÑÑ ÐÑÑева ÐÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ð° Ñоли ÐлиÑÑ Ð¡ÐµÐ»ÐµÐ·Ð½Ñвой в ÑилÑме Ð.ÐÑÑенова ÐоÑÑÑÑ Ð¸Ð· бÑдÑÑего.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/3107/12959330.8e/0_118638_3f7ff697_XL.jpg)
Наталья Гусева Пробы на роли Алисы Селезнёвой в фильме П. Арсенова "Гостья из будущего"
Хотя Алиса в книгах Булычёва была бойкой и яркой, а Наташа наоборот - зажатой и стеснительной (даже во время съёмок ребята часто «затирали» её в толпе, Арсенову приходилось напоминать, кто тут главная героиня). Но неземной взгляд Наташи и её загадочная улыбка выглядели приветом из иных миров. Когда Наташу Гусеву первый раз представляли Павлу Арсенову, на вопрос «Какой твой год рождения?» девочка так переволновалась, что по ошибке сказала «1872-й». Арсенов засмеялся и сказал: «Ну вот, ты у нас гостья из прошлого»
Остальных актёров выбрали среди школьников.
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего 004.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/4410/12959330.8e/0_118639_17a5c579_XL.jpg)
У некоторых из них уже был актёрский опыт - например, Алёша Фомкин, сыгравший путешествующего во времени Колю Герасимова, снимался в «Ералаше»
Фильм снимался трудно, в его успех почти никто не верил, студийное и телевизионное начальство считало, что подобные истории советским школьникам не нужны. Денег на «создание» Москвы XXI века и зоопарка инопланетных животных катастрофически не хватало. И все-таки фильм удался благодаря игре актеров, доброму и остроумному сценарию Кира Булычева, обаянию исполнителей главных ролей Наташи Гусевой и Леши Фомкина, и, конечно же, благодаря энтузиазму Павла Арсенова.
![Уйди из кадÑа! Ðе наÑÑÑпай на миелоÑон! 005 Уйди из кадÑа! Ðе наÑÑÑпай на миелоÑон!](https://img-fotki.yandex.ru/get/6813/12959330.8e/0_11863a_ccb845b_XL.jpg)
Книга «Сто лет тому вперед» была написана Киром Булычевым еще в 1977 году. Режиссер Павел Арсенов в 1983 году начал съемки фильма по этой книге, которые закончились в 1984 году, и действие было решено перенести в это время. Кстати, за те два года, что снималась «Гостья из будущего», дети-актеры немного подросли, и это можно увидеть в картине.
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/15571/12959330.8e/0_11863b_20448ac5_XL.jpg)
Съемки фильма начались с эпизода побега Юли и Алисы из больницы. Когда будете в следующий раз пересматривать фильм, присмотритесь - и вы увидите, что пижама Алисы ей явно велика. Хотя во время сцены в палате была впору - потому что этот эпизод снимался уже через год.
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/6809/12959330.8e/0_11863c_ea10bfcc_XL.jpg)
«Прекрасное далеко» встречало зрителей и Колю Герасимова стерильной чистотой Института времени. Внутреннюю часть здания снимали в павильоне на киностудии им. М. Горького. Комнату с машиной времени оклеили белыми обоями и освещали как можно ярче. Имитирующая бесконечные коридоры института декорация на самом деле была относительно небольшая, а эффект запутанности создавался только благодаря игре актеров и особой съемке с разных ракурсов
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/15508/12959330.8e/0_11863d_81268035_XL.jpg)
Для освещения коридоров «будущего» обошлись стандартными в то время лампочками накаливания. Их вставляли в специальные короба из матового стекла, и вуаля — получалось весьма футуристичное по тем временам освещение.
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/5302/12959330.8e/0_11863e_f2fc125b_XL.jpg)
Утопающий в зелени вход в Институт времени снимали в Ботаническом саду Москвы. А вот само здание учреждения — не более чем макет высотой около 50 см. Его подвешивали на тросах и перспективно совмещали с поляной, на которой якобы стоял институт.
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/6747/12959330.8e/0_11863f_56474eac_XL.jpg)
По словам художника-постановщика фильма Ольги Кравчени, то, что сегодня с легкостью делается на компьютере, тогда приходилось долго и кропотливо создавать вручную. Взять тот же космопорт. Для общих планов кинематографисты нарисовали его верхнюю часть, которую затем на пленке необходимо было совместить с нижней частью декорации. «Кино снимали на пленке, на которой надо было работать с „масками“, то есть снимали одну часть изображения, а потом «впечатывали» другую. Нужно было также совместить свет, цвет на обоих изображениях, чтобы линия соединения была незаметна. Работа многих профессий, включая художника-постановщика, комбинаторов, художника по костюмам, гримера соединялась в одно единое целое под руководством главного оператора картины», — вспоминает Ольга Кравченя
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/4521/12959330.8e/0_118640_4956d506_XL.jpg)
Для создания «космической» атмосферы внутри космопорта было решено использовать стеклянные трубки, применявшиеся на химических заводах. При этом съемочная группа переживала, доживет ли хрупкий материал до нужного эпизода.
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/6815/12959330.8e/0_118641_ebc065a8_XL.jpg)
Космозоо частично снимали в Ботаническом саду столицы СССР, а в качестве входа подошла местность неподалеку от метро ВДНХ. Изначально космический зоопарк хотели снимать в Гаграх — уж больно природа подходящая, экзотическая. Однако из-за продолжительной ненастной погоды съемочной группе пришлось уехать ни с чем, переключив внимание на московские ландшафты. Из снятого в Гаграх материала пригодились только кадры волн, которые можно увидеть за дверями «автобуса» с мгновенной телепортацией.
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/15512/12959330.8e/0_118642_bbc4695d_XL.jpg)
Кстати, внешний вид необычного для фантастики плоского фанерного автобуса придумал режиссер картины. Павел Арсенов не хотел придумывать и так мозолившие глаза в каждом фильме подобной тематики пульты и нагромождение кнопок. Почему бы в будущем не сделать процесс мгновенного перемещения как можно более простым — открыл дверь, и ты уже на другом краю Земли?
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/6746/12959330.8e/0_118643_69c5dca1_XL.jpg)
В Адлере, где планировали многое снять, но в итоге сняли только эпизод на стадионе, режиссёр заставлял ребят по-настоящему тренироваться, бегать и прыгать. Он очень переживал, чтобы у его подопечных не было проблем с учёбой, ежедневно по три часа отводил на уроки. Все должны были сидеть в номерах и заниматься. Вот только Арсенов не учёл, что балкон был общий и занятия у детей проходили на свежем воздухе. Без учебников
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/15506/12959330.8e/0_118644_a8e967d4_XL.jpg)
С образом миелофона было сложнее. Устройство, из-за которого заварилась вся «каша», толком не описано в первоисточнике, приходилось придумывать его самостоятельно. У дизайнеров было много вариантов внешнего вида прибора для чтения мыслей. Но после того как режиссер увидел кристаллы, используемые в производстве фотоаппаратов, то остановился на идее «кристаллического миелофона»
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/16121/12959330.8e/0_118645_6ce78c1c_XL.jpg)
Гораздо сложнее силами киностудии было сделать машину времени. Сотрудники бутафорского цеха привыкли создавать исторический антураж с помощью имитации лепнины и необычной «сказочной» фактуры, но блестящая пластмасса оказалась им не по силам. Что-то пришлось делать на заказ, а для оформления пульта сгодился кубик Рубика. Почему именно он? Да просто потому, что в 1980-е венгерская головоломка была необычайно популярна.
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/5809/12959330.8e/0_118646_c0728406_XL.jpg)
С машиной времени связан самый передовой для советского кино того времени видеоэффект. Помните молнии, радуги, звезды и контурные линии, сопровождавшие путешествие Коли во времени? Все это делалось вручную. Оптические эффекты создавались в лазерной лаборатории, снимались на пленку, а затем кадры сложным способом комбинировались. На создание одного такого кадра уходил в лучшем случае месяц
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/5813/12959330.8e/0_118647_182eba7a_XL.jpg)
Знаменитое ветхое здание, в подвале которого в наши дни находилась машина времени, нашли совершенно случайно на улице, дома которой почти все шли под снос. Подвальное же помещение целиком и полностью представляет собой построенную в павильоне декорацию. Стены расписали африканскими мотивами, чтобы добавить налет таинственности. Колонны сделали из пенопласта и картона, чтобы при взрыве в последней серии фильма не ранить детей. Кольца из пенопласта обтянули картоном, подпилили в заранее определенных местах, заложили туда пиропатроны и в нужный момент взорвали.
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/6736/12959330.8e/0_118648_f4a9a6b3_XL.jpg)
Пожалуй, одними из самых впечатляющих эпизодов «Гостей из будущего» стали кадры, в которых появляются флипы. Среди минских школьников даже ходили легенды, мол, в Москве действительно есть такой аттракцион с летающими кабинами! На самом деле кабины были обычным, но чрезвычайно дорогим реквизитом. В Литве их изготовили пять штук, каждый флип стоил около 5 тысяч рублей — солидная по тем временам сумма, которую вполне можно было потратить на настоящие «Жигули»
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/2709/12959330.8e/0_118649_a186b932_XL.jpg)
Кроме того, было сделано несколько миниатюрных копий флипов с макетами людей в них. Они использовались для съемки дальних планов с высоко летящими аппаратами. Такие игрушки подвешивались на проволоку к крану со стрелой около 20 метров, после чего выбирался подходящий фон, например гостиница «Космос». Чтобы проволока не блестела, ее закрашивали под цвет фона
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/15554/12959330.8e/0_11864a_1639402f_XL.jpg)
Полноразмерные тяжелые флипы с настоящими актерами устанавливали в кузове грузовиков на специальные конструкции в виде торчащих по бокам машин брусков. Если в кадре одновременно находятся два флипа, значит, необходимы два грузовика, которые должны были ехать рядом плавно и с ювелирной точностью. Иногда в таких эпизодах заметны чересчур резкие покачивания — так иллюзия полета нарушалась выбоинами на дороге. Однажды во время съемок даже ободрали ехавшие навстречу «Жигули» — пришлось заплатить штраф 200 рублей.
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/16178/12959330.8e/0_11864f_cbae1c81_XL.jpg)
По воспоминаниям кинематографистов, на съемках полностью выкладывались все — и взрослые актеры, и дети. Сыгравший Весельчака У Вячеслав Невинный, несмотря на свои габариты, готов был сам исполнять все трюки, чего ему, правда, не позволили.
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/16191/12959330.8e/0_11864b_1f1a95b2_XL.jpg)
А Михаил Кононов частенько так импровизировал, что получалось намного лучше сценарного варианта.
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/4521/12959330.8e/0_11864c_4c124b8d_XL.jpg)
Евгений Герасимов мастерски воплотил на экране робота Вертера — герой, от А до Я придуманный специально для фильма. Зачем изобретать сложные механизмы или прибегать к помощи дорогостоящей анимации, если одному человеку с помощью походки и специально поставленной речи удалось показать идеального робота будущего? Плюс, разумеется, костюм, парик и грим
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/5302/12959330.8e/0_11864d_eb8b9f3b_XL.jpg)
В сцене убийства Вертера в костюм актера вставили пару металлических пластин с прикрепленными к ним пиропатронами. Евгений Герасимов сам нажимал кнопку, активирующую запал, и таким образом «поджигал» себя в течение около полутора минут, пока пираты в него стреляли. К слову, лазерные лучи — обычная нарисованная вручную мультипликация, которая экспозицией накладывалась на готовые кадры с пластмассовыми «бластерами» в руках Крыса и Весельчака У
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/15584/12959330.8e/0_11864e_8b3f1cf8_XL.jpg)
Сцену расправы над Терминатором Голливуд списал отсюда
В буквальном смысле тяжелую ношу пришлось нести Алексею Фомкину, неподражаемому Коле Герасимову. Помните четвертую серию, в которой Алиса, взгромоздясь на плечи своей подруги Юли Грибковой и надев длинный плащ, изображает высоченную даму в огромных темных очках? Исполнительница роли Юли физически не могла носить Наташу Гусеву. На помощь пришел Алексей Фомкин. На него надели гольфы, сандалии, школьную форму, усадили ему на плечи Алису и отправили дефилировать по улице
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/15576/12959330.8e/0_118650_c41e7fa3_XL.jpg)
Вот что про это рассказывает Наташа Гусева
Саму Наташу Гусеву учили правильно разбегаться, чтобы снять эффектный шестиметровый прыжок в длину на уроке физкультуры. Девочка должна была сигануть через камеру с оператором, которых припорошили песком. Исполнительница роли Алисы Селезневой потом рассказывала, что жутко боялась упасть на оператора и сломать ему шею или спину. К счастью, все обошлось
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/2711/12959330.8f/0_118651_9987db30_XL.jpg)
А вот в эпизоде, где Алису сбивает троллейбус, снималась девочка-каскадер. Она бежала с одной скоростью, а прямо перед «ударом» троллейбуса ускорялась, убегая дальше. При этом зритель не видит момент «столкновения», поскольку кадр перекрыт троллейбусом. Впрочем, если вы внимательно посмотрите, то увидите и легкий бег, и момент ускорения, и мелькающие за троллейбусом ноги
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/3416/12959330.8f/0_118652_f20e38cf_XL.jpg)
Таких «киноляпов» в фильме немало. Например, съемочной группе не понравилось, каким получился эпизод в Космозоо, когда Алиса пытается прочитать мысли крокодила. Хищника смастерили из пенопласта, и, в принципе, он был очень похож на настоящего аллигатора. Но водолазы, управлявшие макетом, недостаточно глубоко опустили его в воду. Было видно, что это ненастоящий крокодил, да еще слишком легкий, плавающий на самой поверхности. Особо внимательные зрители могут даже рассмотреть водолазов
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/4520/12959330.8f/0_118653_3a671f6a_XL.jpg)
С Космозоо вообще связано много забавных моментов. Актёру Игорю Ясуловичу приходилось приманивать козла Электрона сигаретами. Козёл бегал за пачкой как на верёвочке и с удовольствием жевал табачные изделия
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/3208/12959330.8f/0_118654_63f872ee_XL.jpg)
По сценарию в сцене похищения миелофона пираты должны были столкнуть Алису в пруд к «крокодилу». Но вода в пруду была слишком холодной, и от сцены отказались, опасаясь, что Наташа может простудиться и сорвать график съёмок
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/32/12959330.8f/0_118655_d6324fb9_XL.jpg)
В сценарии есть эпизод, когда Алиса выигрывает в шахматы у гроссмейстера, проводящего в школе сеанс одновременной игры. Он был снят, гроссмейстера играл Раднэр Муратов, широко известный как Василий Алибабаевич из культового фильма «Джентльмены удачи». По неизвестной причине в окончательную версию фильма этот эпизод не вошёл.
Когда снимали жизнь Алисы в квартире Юли Грибковой, оператору пришло в голову сделать эпизод купания обеих девочек в ванне с пеной. Надо ли говорить, как были рады Наташа Гусева и Марьяна Ионесян, когда от этой идеи всё-таки отказались
![Как снимали Как снимали Гостью из будущего](https://img-fotki.yandex.ru/get/3309/12959330.8f/0_118656_751722d3_XL.jpg)
Когда во время одного из интервью у теперь уже взрослого исполнителя роли Бори Мессерера спросили, хотел бы он жить в будущем, показанном в фильме, актер ответил: «Вопрос поставлен некорректно. Жить в этом мире невозможно, потому что он настолько нереальный…» «Было ясно даже в 1984 году, что все, что там изображается, это не футурология. Нет. Это какой-то абсолютно стерильный мир, который нужен был только для воплощения определенных идей. Он нечеткий и нереальный. Как будто в центре фокус, а по краям все расплывается… Этот мир носит, к сожалению, на мой взгляд, некий отпечаток утопий шестидесятых годов, из той же серии, что и Стругацкие. Кругом там наука, научно-технический прогресс рванул, маленькие дети занимаются наукой. А сейчас мы видим, что наука и у нас, и за границей совершенно не имеет тенденции к занятию ею того места, которое мечталось Булычевым и другими. Реальность состоит в том, что 85% интересуются не серьезными вещами, а всякой дребеденью. А остальные так завалены жизненными проблемами, что больше ни на что времени не остается», — добавил он
При подготовке поста использовались материалы с сайтов www.tech.onliner.by, www.mielofon.ru, www.vestnikk.ru/society/man-art/8008-kogda-hochetsya-skazki-gostya-iz-buduschego-delayu.html, www.chronoton.ru/past/cinema/gostya-iz-budushego
Смотрите также:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Как снимали "Карнавальную ночь" | Как снимали "Д'Артаньян и три мушкетёра" | Как снимали «Белое солнце пустыни» | Как снимали "Чародеи" |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Как снимали "Иронию судьбы, или С легким паром!" | Как снимали "Приключения Электроника" | Как снимали "Место встречи изменить нельзя" | Как снимали «Джентльмены удачи» |
Мои предыдущие посты:
|
</> |
![](/media/images/top/preview/img-fotkiyandexruget15496129593308e0_118635_2941fa9d_XL.jpg)
https://bit.ly/2Ta0wz6
Само-наполняемый сайт за 37 минут (VIP)
Гарантия возврата денег.