Любимый фильм. «Сибирский цирюльник».
Adelina — 27.11.2011 Теги: Михалков Мень Меньшиков«Сибирский цирюльник» — российский кинофильм 1998 года.Производство: студия «Три Тэ», «Camera One» (Франция), «Barrandov Biografia» (Чехия) при поддержке Госкомитета по кинематографии РФ и «Euroimages» и при участии «Canal+» (Франция).
"Гордости отечества нашего - русским офицерам посвящается этот фильм".
Режиссер: Никита Михалков. Сценарий: Рустам Ибрагимбеков, Никита Михалков.
Олег Меньшиков Андрей Толстой Джулия Ормонд Джейн Маккрекен Алексей Петренко Радлов Ричард Харрис Маккрекен |
Владимир Ильин капитан Мокин Марат Башаров юнкер Палиевский Никита Татаренков юнкер Алибеков Георгий Дронов юнкер Назаров |
Артём Михалков юнкер Бутурлин Д. Ольбрыхский Копновский Марина Неёлова мать Андрея Авангард Леонтьев дядя Николя |
Анна Михалкова Дуняша Роберт Харди Форстен Элизабет Сприггс Перепелкина Никита Михалков Александр III |
Изабель Рено императрица Евгений Стеблов великий князь Инна Набатова великая княгиня Филипп Дьячков князь Михаил |
Владимир Зайцев адъютант Радлова В. Вержбицкий адъютант Князя Леонид Куравлёв вахмистр Букин Александр Леньков учёный |
Действие фильма происходит в редкую для России и Европы эпоху без революций, войн и потрясений — время правления императора Александра III. В Россию приезжает иностранный изобретатель уникальной машины Дуглас МакКрэкен. В качестве поддержки он использует американскую авантюристку Джейн Кэлэген, которая должна помочь проекту своими связями с российскими чиновниками, в частности, с генералом Радловым. Но первым русским, познакомившимся с Джейн, случайно оказывается юнкер императорского военного училища Андрей Толстой.
Генерал влюбляется в прелестную иностранку, она же симпатизирует Андрею. Последний со всем пылом русского офицера отвечает ей взаимностью. Развязка наступает... В театре. Андрей исполняющий роль Фигаро в студенческой постановке «Севильского цирюльника» в порыве ревности прямо со сцены бросается на Радлова. На беду Андрея в зале находился царевич Михаил и великий князь Алексей Александрович, в покушении на которых Толстого и обвиняют. Бывшего юнкера закованного в кандалы, отправляют в Сибирь. Удастся ли Андрею когда-нибудь увидеть Джейн и... своего сына?
Со времени написания сценария «Сибирского цирюльника» до окончания его экранизации прошло около 10 лет. В основном столь длительный срок связан со сложностями в организации финансирования такого масштабного проекта. Общий бюджет «Сибирского цирюльника» (включая стадию послесъемочного периода) составил более 40 миллионов долларов. Таким образом, этот фильм формально является самой крупнобюджетной постановкой в истории российского кино (рекордом советского времени считается «Война и мир» Сергея Бондарчука).
«Сибирский цирюльник» стал первым российским фильмом, снятым в наиболее современном формате Panavision со звуком, записанным в режиме Dolby CPD. Съемки фильма, по словам их участников, напоминали крупную военную операцию. В них было задействовано более 250 актеров, несколько тысяч актеров массовки, 40 экипажей и несколько самолетов и вертолетов. Ежедневно группу обслуживало около 80 автомобилей.
Съемки фильма производились на нескольких площадках. Сибирские сцены снимали в Хакасии, Красноярске и Нижнем Новгороде. Часть фильма снимали в окрестностях города Горбатова, Костромы. Павильонные съемки (декорации училища, квартиры и т.д.) осуществлялись в Чехии, поскольку стоимость аренды павильона оказалась там значительно ниже, чем в России. «Американские» эпизоды снимали в Португалии, а Москву — на самом деле в Москве, в том числе на Соборной площади Кремля.
Сам аппарат «Сибирский цирюльник» — лесоуборочный комбайн новейшей конструкции — был построен специально для картины на одном из секретных военных заводов недалеко от Нижнего Новгорода. Машину пытались похитить со съемок, однако воров постигла неудача — они не справились с управлением и завели «Цирюльника…» в овраг, откуда не смогли выбраться и спаслись позорным бегством. Вся использованная в фильме посуда была сделана по специальному заказу чешскими стеклодувами.
Съемочный период продолжался 11 месяцев по 6 дней в неделю при рабочем дне, составлявшем от 12 до 16 часов. Поскольку зима 1997 года выдалась удивительно бесснежной, при съемках заснеженной Красной площади и московских улиц приходилось использовать сотни тонн искусственного снега.
Никита Михалков стал первым человеком, которому удалось потушить кремлевские звезды, а также проложить рельсы через Иверские ворота Кремля, чтобы пустить по ним конку. До этого освещение звёзд было отключено один раз — во время начала Великой Отечественной войны.
"На всё мне дали сутки,- вспоминает Никита Сергеевич - Снега нет, солдаты засыпают Красную площадь солью "Экстра", которая намокает и медленно превращается в серое месиво. Заваливаем всё искусственным снегом, но стоит по нему разок пройти массовке, как он становится чёрной кашей. А тут ещё эти звёзды. Днём можно выбрать ракурс, при котором звёзды не попадают в кадр. А ночью что делать? Единственный выход - гасить."
Декорации ярмарки пришлось строить на тающем льду озера у Новодевичьего монастыря (именно в этом уголке Москвы всегда праздновали Масленицу), но погода сыграла злую шутку - февраль выдался на редкость тёплым и лёд на реке начал таять. Отступать было поздно: декорации построены, массовка набрана. Поэтому все морозильники Москвы работали только на "Сибирского цирюльника" - готовили тонны искусственного льда.
Во время съемок Масленицы на Новодевичьем пруду температура поднялась до 12 градусов тепла. Чтобы стремительно тающий лед не провалился вместе с актерами и декорациями, его непрерывно обкладывали искусственным сухим льдом и поливали жидким азотом.
На роль Джейн до утверждения Джулии Ормонд Никита Сергеевич пробовал Джоди Фостер и Энди Макдауэлл. Активно переписывался с Шэрон Стоун. Рассматривалась даже Ким Бейсинжер. Но посчитав, что в суровых российских условиях проблем со звездой такой величины будет намного больше, чем выгод, с Ким даже проб не стали делать.
Актёров, которые играли юнкеров (и Олега Меньшикова в том числе), режиссёр отправил в Костромское училище, чтоб вошли в образ и прочувствовали тяготы казарменной жизни. Курсанты проучились в Костроме три месяца. Их обучали Закону Божьему, верховой езде, бальным танцам и хождению строем. Даже в быту актёры поддерживали юнкерскую атмосферу - обращались друг к другу исключительно на "вы".
Меньшикову поначалу решиться на поездку в Кострому было не просто, сказалась привычка к комфорту. Но ему на пару с Владимиром Ильиным делали поблажки: проживание в отдельной каморке, а не в общей казарме, баня два раза в неделю, а не один, как у всех, и три увольнительные за три месяца. "Ну и слегка нарушали режим выпивкой..."
Из интервью Олега Меньшикова журналу "Премьер": "Михалков гениально сделал, когда отвёз нас в Кострому, в училище. Иначе бы не удалось сначала создать, а потом передать атмосферу юнкерского братства. Такое нельзя сыграть на голом профессионализме. Тут чувства в ход идут. Это был совершенно необычный эксперимент, ничего похожего в моей жизни ещё не случалось... Не скрою, я привык к несколько иным условиям жизни... Хорошим...
Словом, на эту казарменную жизнь я пошёл не без опаски, но в то же время и с некоторой радостью представлял, что меня ждёт: очко в сортире, холодная вода в умывальнике. Но ничего, выжил... Питались мы очень хорошо, но, конечно, никаких особых разносолов не было... Мы слегка нарушали режим выпивкой, только и всего. Куда бежать зимой? Перепрыгнешь через забор и пойдёшь бродить по городу в юнкерской шинели, чтобы люди от тебя шарахались? Относительная романтика...Нам и без того скучать не приходилось: подъём в шесть утра - и бегом". Во время съёмок дуэли между героями Олега Меньшикова и Марата Башарова оператор Павел Лебешев придумал конструкцию, которую прозвали "Паша-мобиль". Камера ездит по кругу и фиксирует каждое движение актёров, и появляется ощущение, что ребята действительно дерутся не на жизнь, а на смерть.
Роль генерала Радлова должен был сыграть Юрий Богатырев, который внезапно умер в возрасте 41 года в 1989 году. Алексея Петренко на крепком морозе обливали водой из вёдер. Кстати, он сам придумал для своего героя такой способ выхода из запоя. Правда, после первого дубля, когда Алексея Васильевича уже растёрли спиртом и он принял рюмочку коньяка, актёр очень надеялся, что второго не будет. Увы!
Когда на Соборной площади каре юнкеров замирает в ожидании императора Александра III, лишь воробышки безбоязненно прыгают между глянцевых сапог. Чтобы снять этот эпизод, использовали ...дрессированных воробьёв с подрезанными крылышками. Наступил торжественный момент: блистательное каре замерло. Заработали две камеры, около строя юнкеров разбросали хлебные крошки. Но...пернатые актёры не очень-то спешили слетаться к сапогам. Целый час(!) ушёл на съёмки эпизода длиной всего в несколько секунд.
В роли белоснежной собачки мадам Перепёлкиной, которой юнкера чистят свои чёрные глянцевые сапоги, снималась симпатичная мальтийская болонка, которая принадлежала одному чеху (эпизод снимался в Праге) и стоила бешеных денег. Чтобы получился этот забавный эпизод, был изготовлен муляж болонки, которым и драили сапоги перед камерой. По фильму сын Андрея и Джейн всё время бегает в противогазе (в наказание). И эта незавидная роль досталась английскому актёру Дэниэлю Эвансу, а когда нужно было снять противогаз и показать лицо героя - показали Меньшикова.
Униженный в течение почти десятилетия после распада СССР державно-патриотический менталитет российского народа никак не желал поступаться особой участью и миссией нашей страны, как бы она ни называлась, поэтому не мог не откликнуться на михалковский слоган «Русский — это многое объясняет». Постановщик воззвал всё-таки к идеалу из прошлого, радея об утраченном братстве, потерянном чувстве общности и позабытой любви к родине.Это фильм, который в человеке чувствующем и сопереживающем зарождает русское зерно, толкает к широте духа, к попытке объять необъятную русскую душу.
Уже с первой минуты, начиная с обворожительных обзоров бескрайних лесов Сибири под сопровождение восхитительной музыки, зритель начинает путешествие в самую глубь национального менталитета, бескорыстной дружбы и… искренней любви. Михалков смог талантливо разместить в одном фильме весь жанровый спектр: эпохальность, историчность, комичность, ироничность, мелодраматичность, трагичность. Сумел очень точно подобрать актерский состав. В фильме есть все: любовь, зависть, ревность, икра, пьяные медведи, смерть — и все, как полагается, нараспашку.
И на вокзале мальчики, мечущиеся, растерянные, и навзрыд - "Фуражка,милая,не рви-ися", и Ильин в штатском, вскидывающий руку к виску в последней почести обритому, обесчещенному, навсегда уезжающему Толстому... Яблоки, рассыпанные по полу, глаза мальчонки, которого прижимает к себе мать. И пусть в картине много недочетов и исторических неточностей… их замечают те, кому их надо замечать по долгу своей профессии. Простому же зрителю эти тонкости ни к чему (не писать же диссертацию по истории). Главное то, что чувствуешь во время и после просмотра «Цирюльника». После него хочется быть русским, даже за тридевять земель от Москвы, и гордиться этим.
В Европе картина прошла скромно, разумеется, не окупив гигантских затрат, на заокеанский рынок картине был вообще закрыт доступ по понятным причинам. В снятом в 2008 г. американском фильме «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» дорогу в южноамериканских джунглях 1957 года колонне военной техники КГБ расчищает советский фантастический лесоповальный аппарат, ломающий деревья налево и направо. Это пародия Спилберга на сибирский паровой лесоповальный механизм из известного в США фильма Никиты Михалкова.
Телеверсия имеет хронометраж 275 минут. За роль Андрея Толстого Олег Меньшиков был награждён Государственной премией России в области киноискусства. Владимир Ильин- Премия "Золотой Овен" за лучшую мужскую роль второго плана (1999), Государственная премия России (2000).
Киноляпы:
- По правилам Русской дореформенной орфографии название должно писаться как «Сибирскiй цырюльникъ».
- Название остановочного пункта (сцена посадки юнкеров в поезд в начале фильма) вместо «Разъездъ 71 км», согласно правилам Русской дореформенной орфографии, должно быть написано через «ять»: «РазъСЈздъ 71 км».
- Метрическая система была введена в России лишь в 1917 году, и расстояние измерялось в вёрстах.
- Во время действия фильма юнкера не занимались столь грязной работой, как натирание полов. Для этого существовала отдельная должность полотёра. Тем более это не могло применяться к человеку, происходившему из дворянского рода.
Искренне считаю, что этот фильм, о сильных человеческих чувствах, стоит обязательно смотреть подрастающему поколению. Он настоящий, и абсолютно не похож на многочисленные «штамповки» сегодняшнего кинематографа. И, несмотря на то, что гений Михалкова после последних его работ критики и зрители поставили под сомнение, он, лично для меня, благодаря этому фильму, навсегда останется Мастером, с большой буквы.
|
</> |
Оставить комментарий
https://bit.ly/2U3IpIb
I Love Books: создаем пассивный доход на книгах-бестселлерах от 85 000 рублей в месяц.
Гарантия возврата денег.