«Москва слезам не верит»: рецепт Оскара
slavikap — 27.03.2017 Теги: Мень МеньшовИстория покорения столицы тремя провинциалками оказалась понятной во всем мире, но не вызвала поначалу доверия даже у собственной съемочной группы.
Слабое место – сценарий
Претензии к материалу были и у актеров, и у режиссера. Владимир Меньшов не сразу разглядел перспективу в сценарии, показавшемся ему не интересным. На историю от Валентина Черных он «среагировал» лишь в середине текста. Дочитав до места, когда героиня в слезах заводит будильник, ложась на пару часов поспать, а просыпаясь, будит взрослую дочку, режиссер подумал, что какие-то страницы пропустил. Пролистал назад – нет, так задумано. Прыжок на 20 лет вперед – первое, что впечатлило Меньшова. Тут и начала работать мысль: может получиться очень кинематографично.
Но за экранизацию режиссер готов был взяться при одном условии: сценарий должен быть переделан. Когда от кардинальных изменений автор решительно отказался, доработкой занялся Меньшов. Было 60 страниц сценария, стало 90. Режиссер сам дописал несколько сюжетных линий, придумал половину эпизодов и даже ввел новых героев.
Например, у Валентина Черных не было ни спившегося хоккеиста Гурина, ни камео «поздновато начинающего» Иннокентия Смоктуновского – это придумки Владимира Меньшова. Вместо гостей кинофестиваля Смоктуновского, Юматова и Конюховой в сценарии были дипломаты, съезжавшиеся на прием в аргентинское посольство. А директора завода Екатерину Тихомирову сценарист отправлял на депутатский прием. Режиссер же заменил скучную встречу с избирателями визитом депутата Моссовета в городской клуб знакомств, где озабоченная нехваткой мужчин директриса «по блату» сватала героине «очень ответственного работника главка, всего 53 лет».
Кто кому пара?
В отличие от киношной «свахи», съемочной группе пришлось подбирать пару не героине фильма, а герою. Искали актрису под актера, а не наоборот.
На роль Гоши пробовалось много достойных кандидатов. Но ни Вячеслава Тихонова, ни Виталия Соломина, ни Олега Ефремова, ни Леонида Дьячкова режиссер не утвердил. Уже хотел сам играть главного героя, когда вдруг увидел по телевизору лицо, которое искал: Алексея Баталова. В фильме «Дорогой мой человек» актер играл именно тот характер, который был нужен Меньшову. Режиссер тут же позвал Баталова на роль Гоши, но артист заупрямился: и сценарий не ахти, и интеллигентный слесарь – не из жизни.
Союз актеров и гримеров
Алексей Баталов был старше своего героя на 11 лет. В том, что это незаметно на экране, большая заслуга гримеров. Славно они потрудились и над героинями, которых в первой серии пришлось «омолаживать», а во второй – «взрослить». Исполнительницы ролей не соответствовали ни молодым годам трех подруг, ни зрелым. Актрис называли «девушками без определенного возраста»: Вере Алентовой (Катя) на момент съемок было 37 лет, Ирине Муравьевой (Люда) – 30, а Раисе Рязановой (Тося) – 35. И сыграть им предстояло своих героинь в разной поре: в 20 лет и 40, когда «жизнь только начинается».
Сыгравшую Людмилу Ирину Муравьеву режиссер присмотрел в театре, и образ она создала ярко театральный. Анализируя свою грубую и пошлую героиню, исполнительница роли признавала, что на экран вылезли самые ненавистные ей качества неотесанных провинциалок. Сама актриса – коренная москвичка, родилась в семье столичного военного инженера.
А на роль скромницы Тоси, кроме утвержденной впоследствии Раисы Рязановой, пробовались Наталья Андрейченко, Людмила Зайцева, Галина Польских и Нина Русланова. Две последние обиделись на режиссера за то, что им предпочли другую актрису.
Все на своих местах
На роль хозяйственного мужа Тоси Николая поначалу пробовался Александр Фатюшин, но Меньшов отдал ее Борису Сморчкову, который в глазах режиссера больше подходил к образу провинциала из глубинки. Интересно, что в жизни Борис Сморчков – как раз коренной москвич, а «простым русским мужиком» на самом деле был рязанский парень из рабочей семьи Александр Фатюшин. Выбившемуся в люди сыну фабричной работницы и шофера тоже нашлось место в фильме: Фатюшину досталась роль мужа Людмилы – хоккеиста Гурина.
Дочь главной героини Александру сыграла Наталья Вавилова, и эта роль стала для нее судьбоносной. Еще в школьные годы девочка снялась в дебютной работе Меньшова «Розыгрыш», и режиссер вспомнил о ней, когда в разгар съемок оказалось, что некому играть повзрослевшую дочь Катерины. Девушка готовилась к поступлению в МГИМО. Родители видели ее будущим дипломатом и отправили на подготовительные курсы при Министерстве иностранных дел. Ни о каком актерстве дома у Натальи и слышать не хотели. Отпросить дочь на съемку было нереально. И тогда Меньшов возложил эту миссию на деликатного Баталова. Уговорить папу и маму ему не составило труда: те сдались без боя, как только увидели, с кем предстоит работать их дочери. И хоть Баталов пообещал, что Вавилова будет совмещать работу в фильме с учебой, это не помогло ей вернуться на выбранную родителями стезю: после съемок Наталья оставила курсы и поступила во ВГИК на актерское отделение.
Эпизоды вставленные и вырезанные
Для «короля эпизода» Владимира Басова, сыгравшего «Антона, замначальника главка», режиссер специально придумал сцену, в которой актер неподражаем. Отличить этот колоритный персонаж от молодых гостей должна была характерная деталь: старый ловелас не вылезает из уборной, а всё туда же, по девушкам ходит. Не без юмора ему доверили фразу, что «в 40 лет жизнь только начинается».
А вот у Фатюшина (Гурина) дорогие ему эпизоды, наоборот, сократили. Актер специально учился стоять на коньках, чтобы блистательно выйти на лед в сцене матча в «Лужниках». Однако зрителям его стараний оценить не пришлось: разгром шведов игроками советской сборной в окончательный монтаж не вошел. Заставили режиссера вырезать и вызывавший горькую улыбку финал дачной посиделки героев, где опустившийся Гурин появлялся в рубашке навыворот в компании приятеля-пропойцы и клянчил у бывшей жены очередной трояк на выпивку. Скандалившей и препиравшейся Людмиле дружок-забулдыга веско замечал: «Да ты знаешь, на кого гонишь?! Это – сам Гурин! Я на его матчах вырос как личность!». Руководство Госкино сочло сцену неэтичной по отношению к игрокам сборной и посоветовало не подрывать высокий авторитет советского спорта. В итоге герой объявляет, что с выпивкой «завязал», и на спортивном характере держит слово.
Без секса и международного скандала
Облагородил Меньшов и находящегося в запое слесаря Гошу. В жизни он наверняка бы тупо глушил пиво, посматривая по телику хоккей. А в фильме опустошивший батарею бутылок «идеал успешной женщины с одинокой судьбой» не «бездуховно бухает», а «созидательно проводит досуг»: параллельно чинит пылесос. Еще и интересуется у первого-встречного, что делается в мире. Кстати, отвечающий про отсутствие стабильности гость должен был сказать, что террористы захватили самолет «Эйр Франс», но название компании решили убрать во избежание международных претензий.
В этой же сцене сократили планировавшуюся по сценарию застольную песню Гоши и Коли. «Набрудершафившись», они должны были затянуть «По Дону гуляет казак молодой», но в фильме ограничились разделыванием тарани.
Восторг и триумф
Больше всего директор «Мосфильма» Николай Сизов боялся негативной реакции члена Политбюро и первого секретаря Московского горкома КПСС Виктора Гришина. «Посмотрит он на даче твой фильм и снова скажет, что на экране – непристойности», - пожурил Меньшова Сизов в личной беседе после одобрительной публичной оценки на худсовете. Когда картину вынесли на домашний просмотр «высоким судьям», режиссер осторожно поинтересовался у директора киностудии, нет ли замечаний у Гришина. Сизов ликующе ответил: «Что нам Гришин, когда в восторге сам Брежнев!».
Надо отдать должное прозорливости Сизова: в отличие от сдержанно принявших фильм членов худсовета, Николай Трофимович изначально не скупился на лестные оценки картине, предсказав ей блестящее будущее. Так и вышло. В первый прокатный год (1980) «Москва слезам не верит» собрала в кинотеатрах 85 миллионов зрителей. Ленту купили 100 стран мира, и везде на показах был премьерный триумф.
Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы ваши друзья смогли его прочитать! ;)
|
</> |
Оставить комментарий
Популярные посты:
RT на русском | Меньшов выразил соболезнования семье Говорухина RT на русском Бог знает, сколько бы ещё сделал, если бы вот не эта смерть», — сказал Меньшов. Режиссёр и глава комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин скончался в возрасте 82 лет. Он снял фильмы «Место встречи изменить нельзя», «Ворошиловский стрелок», «Благословите ... «Он был полон планов»: Меньшов принес соболезнования родным Говорухина Он был полон планов: Владимир Меньшов выразил соболезнования родным Говорухина |
Телеканал "Звезда" | Владимир Меньшов прокомментировал смерть Игоря Ляха Телеканал "Звезда" Режиссер фильма «Любовь и голуби» Владимир Меньшов выразил соболезнования в связи со смертью исполнителя роли Леньки, заслуженного артиста России Игоря Ляха. Как отметил режиссер, смерть актера оказалась неожиданной и преждевременной. Он назвал Ляха молодым по ... Меньшов выразил соболезнования в связи со смертью Игоря Ляха Режиссер картины «Любовь и голуби» Владимир Меньшов прокомментировал смерть Игоря Ляха Режиссер Меньшов о смерти актера Ляха: ушел преждевременно |
РБК | Экс-глава Минстроя Михаил Мень станет аудитором Счетной палаты РБК Бывший министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень займет пост аудитора Счетной палаты, рассказал РБК федеральный чиновник и подтвердил источник, близкий к Счетной палате. По словам чиновника, место в Счетной палате было предложено ... РБК: Михаил Мень станет аудитором Счетной палаты СМИ: экс-глава Минстроя Михаил Мень станет аудитором Счетной палаты Михаил Мень стал аудитором Счетной палаты |
http://inkazan.ru/ (пресс-релиз) | Экс-глава минстроя РФ Мень станет аудитором Счетной палаты – СМИ http://inkazan.ru/ (пресс-релиз) Бывший министр строительства Михаил Мень может стать аудитором Счетной палаты (СП), сообщает РБК со ссылкой на источники. По данным собеседников издания, В ведомстве Алексея Кудрина Мень будет курировать направление контроля расходов на образование и медицину. |