рейтинг блогов

Наука теология

топ 100 блогов pavel_shipilin13.04.2015 Теги: Кураев

Когда еще можно смело поговорить о богословии, как не в Пасхальную нелелю?

Давно хотел поделиться одним своим открытием. Не только мастерством ведения дискуссии Андреем Кураевым это многие из нас видели и слышали. Скорее, новым (для меня) взглядом на конфликт науки и религии. Точнее, конфликтует наука от незнания предмета. Религия как раз миролюбива. И компетентна.

Наука теология

Диспут между диаконом Андреем Кураевым и биоинформатиком Михаилом Гельфандом — доктором биологических наук, кандидатом физико-математических наук, профессором факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, членом Европейской Академии, заместителем директора Института проблем передачи информации РАН, членом Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ закончился, на мой взгляд, полным разгромом первым второго.


Михаил Гельфанд был наказан за самонадеянность — Андрей Кураев не тот человек, с которым можно дискутировать без подготовки. Как быстро выяснилось, ученый не держал в руках книг богослова, а богослов несколько трудов ученого, наоборот, перед встречей прочитал.

Что сразу поставило спорящих в неравные условия. Впрочем, не по вине богослова.

Кроме того, Андрей Кураев — преподаватель светского учебного заведения (МГУ) с 25-летним стажем. Как и сам Михаил Гельфанд. При этом Михаил Гельфанд в духовных учебных заведениях не бывал. И это обстоятельство, опять же, делало сильнее позицию диакона.

Не прочитал ученый и ни одной богословской диссертации, в чем он честно и признался. Поэтому смелость, с которой он бросился разоблачать теологию, выглядит довольно забавно. Но надо отдать ему должное: примерно минут через сорок дискуссии Михаил Гельфанд понял, что демонстрирует собственное невежество перед своими же студентами, и в конце концов стал больше задавать вопросы, чем вещать и выносить приговоры. Полученные ответы, уверен, пополнили багаж знаний и его самого, и аудитории. И мой.

Мне показалось, у Михаила Гельфанда это было первое знакомство с религией, после того как в детстве он посмотрел по телевизору «Божественную комедию» кукольного театра имени Образцова. Чего для нормального диспута явно маловато. Во всяком случае, с таким опытным полемистом, каким, бесспорно, является Андрей Кураев.

Об Оксфорде и Кембридже и МГУ и ВАКе

Михаил Гельфанд: Теперь в ВАКе можно получить диплом кандидата и доктора теологии, если я правильно понимаю. Если еще нет, то, значит, скоро будет. Хорошо когда это происходит в Оксфорде, где теологическому факультету столько же лет, сколько самому Оксфорду, и все привыкли. Когда это происходит в том историческом контексте, который мы наблюдаем здесь, то надеяться на то, что это останется на уровне уважительного диалога и просветления мозгов у студентов, прививки от торсионных полей, и все преподаватели будут такие, как отец Андрей, немного наивно.

Андрей Кураев: 1193 год. В Оксфорде происходит страшная история — убита женщина. Дознание приходит к выводу, что убийцы — два профессора Оксфордского университета. Их вешают. Выжившие профессора вместе со студентами объявляют забастовку. Они требуют, чтобы Римский папа признал их клириками, священнослужителями — и профессоров, и студентов. Этот статус клирика дает им право экстерриториальности, то есть неподсудности местному лендлорду, и местному мэру, и королю. За десять лет до этого папа дал аналогичные права студентам и профессорам Сорбонны. Англичане говорят: мы что, рыжие? (Ну, их Роны Уиззли рыжие, конечно, но не до такой степени). Английский король против, потому что он не хочет из-под своей юрисдикции отпускать такой жирный кусок. Папа настаивает на своем, университет на своем, король на своем. Семь лет длилась разборка. Студенты бастуют. А юность уходит, мозги дуреют… И вы знаете, что сделали студенты? Они ушли в соседнюю деревню вместе с профессорами и там продолжили свои занятия. Имя соседней деревни — Кембридж. Так родился Кембриджский университет.

Московский университет был основан в Татьянин день. Это день сепарации, когда ранее существовавшее единое и церковное учреждение под названием Славяно-греко-латинская академия по инициативе своего выпускника Михаила Ломоносова было разделено пополам. Богословие отдельно, светские науки — отдельно. И с той поры Россия стала единственной страной Европы, в которой богословские факультеты не входили в состав университета.

В результате — с одной стороны, определенное светское бескультурье студентов наших инкубаторов-семинарий, с другой стороны, дикое религиозное бескультурье российской, а потом советской и постсоветской интеллигенции.

Что касается ВАКа. Поймите, если ВАК будет утверждать и присуждать степени по богословию... Включаем принцип диалектики. Вам кажется, что это сакрализация ВАКа — мне кажется, что это профанация богословия.

И прежде всего именно второе, потому что состав ВАКа-то не изменится. Там останутся ваши специалисты, которые по своим критериям будут оценивать: это бред — то, что прислали из Московской духовной академии, или это все-таки достойно присуждения ученой степени. Эксперты-то будут иметь светские научные степени, иначе что им делать в ВАКе.

О научности теологии

Андрей Кураев: Научность определяется не предметом исследования, а методом.

Михаил Гельфанд: Что является предметом теологии?

Андрей Кураев: Предметом теологии, как и любой гуманитарной науки, являются тексты. Любой гуманитарий, будь то психолог, юрист, историк, он читает тексты.

Михаил Гельфанд: Ну, в широком смысле я тоже занимаюсь теологией, потому что моя основная профессия — это чтение генетических текстов.

Андрей Кураев: Для Ломоносова вы, несомненно, теолог, вы занимаетесь естественной теологией. Изучением тех законов, которые Творец вложил в созданный Им мир.

Михаил Гельфанд: Любая гуманитарная наука в том или ином виде изучает тексты, это правда. Но наука изучает тексты с точки зрения либо истории их возникновения, либо специфики их структуры. Но она не пытается трактовать тексты как откровение. Все-таки разница между религиозным или там теологическим способом чтения текстов...

Андрей Кураев: Вы же не читали теологических текстов!

Михаил Гельфанд: ...и научным способом чтения текстов, научным способом изучения мира, довольно принципиальна. В науке имеются стандартные критерии, которые вполне расширяются до гуманитарных дисциплин тоже. В текстах теологических приматом является, если я правильно понимаю, божественное слово и божественное откровение.

Андрей Кураев: Методы обоснования предлагаемого к защите тезиса в богословии сегодня ровно те же, что в университете. Если на ученом совете Московской духовной академии (членом этого совета я был более десяти лет) соискатель в качестве аргумента скажет «а мне было откровение, а мне ангел явился и мне был голос», на этом процедура защиты закончится, и не в пользу соискателя.

Михаил Гельфанд: А что он скажет в качестве приемлемого аргумента?

Андрей Кураев: То, что скажет любой филолог, историк, юрист и так далее. Например, приведет доказательную историю нужного ему термина. Скажем, — как менялось значение термина «ипостась» от доаристотелевского обыденного узуса, что изменилось у Аристотеля, причем отдельно в его философских и естественнонаучных трактатах, что потом появилось у платоников, что было во втором-третьем веках, какие еврейские слова для Септуагинты переводили словом «ипостась», ну и так далее и тому подобное.

Михаил Гельфанд: А почему тогда для этого нужно новое название? Есть хорошая наука филология, которая занимается ровно тем, как менялись значения слов.

Андрей Кураев: Теология появилась пораньше, чем филология. Очень многие методы, которые сегодня приняты в гуманитарных науках, родились в теологической полемике. Например, метод критики источников родился в драке между реформаторами и католиками.

Михаил Гельфанд: А предмет исследования — это религиозные тексты?

Андрей Кураев: Тексты, связанные с религиозным опытом человечества, да.

Михаил Гельфанд: До тех пор пока теология является наукой отца Андрея, предмет для диалога есть, потому что это диалог между одной наукой и другой наукой. Но мне в силу профессиональной деятельности приходится довольно много обсуждать квазирелигиозные проблемы моей науки, биологии. И вот здесь не то что нет возможности диалога, а нет его предмета. Есть какие-то научные способы изучения естественных феноменов. Если мы хотим их объяснять еще чем-то, в этот момент наука исчезает, и исчезает предмет диалога. Давайте попробуем это обсудить.

Андрей Кураев: Я думаю, что история последних двухсот лет показывает, что именно в этой области есть интереснейший предмет для диалога, в котором именно христианские писатели выступают во вполне достойной научной роли оводов. Михаил Сергеевич прекрасно знает, как обычно ведутся такие диспуты. Вы рассказываете: мы установили то-то и то-то, исследуя живые объекты, а рядом с вами сидит какой-нибудь религиозный человек, который более или менее знаком с предметом, и он говорит: подождите, ну вот это вот ваша наука объяснить не может, вот это, наверное, и есть божественное вмешательство. На самом деле, это нормальный диалог для научного общества: требование «докажите и вот это тоже». Мы будем бить в эту точку, дайте здесь убедительный и научный ответ. Это нормальная практика внутринаучной дискуссии.

Михаил Гельфанд: Внутринаучные дискуссии так и ведутся, я только не понимаю, зачем это должен быть обязательно религиозный человек. Любая научная дискуссия ведется таким образом: человек высказывает идею, а толпа его коллег — не религиозных писателей, а коллег — в этих утверждениях ищет все возможные дырки. Это основа научного дискурса. А вот в том, что сказано, получается какая-то удивительно асимметричная картина. Условный Дарвин говорит: эволюция. А ему религиозный писатель отвечает: нет, ваша эволюция не объясняет то, то и то. И Дарвин, весь в поту, бросается заделывать эти дыры. Это не диалог, это экзамен.

Андрей Кураев: Если я грамотно указываю вам слабые места вашей теории, какое вам дело до того, негр я преклонных годов или буддистский старовер, если я научными методами понуждаю вас к продолжению вашего научного труда?

Михаил Гельфанд: Я ни разу не видел дискуссии на темы эволюции, где сторонники широко понимаемого креационизма или теории разумного создания приводили, как вы вот говорите, содержательные научные аргументы.

Андрей Кураев: Здесь опять, простите, некий изъян ваших историко-научных представлений. У наших с вами попыток диалога есть многовековая предыстория. За эти века ваши коллеги многому нас, религиозных писателей, уже научили, в том числе путем жестокой и заслуженной порки. Еще в пятом веке блаженный Августин пишет одному из своих корреспондентов: ни в коем случае не вздумай спорить по проблемам натурфилософии с образованным и умным язычником, и тем более не вздумай выставлять свою позицию, что это так, потому что так написано в Библии. Это твое понимание Библии, которое может быть совершенно неаргументированным, а у твоего оппонента могут быть аргументы.

Проходит тысяча лет, и в конце XVI столетия кардинал Бароний, отец новоевропейской церковно-исторической науки, говорит юному физику по имени Галилео Галилей: Библия учит нас не тому, как устроено небо, а тому, как взойти на небо. Пройдет сорок лет, и Галилей эти слова повторит на суде перед инквизиторами. А кардинал Беллармин тот кардинал, который был главой инквизиции и при котором книга Коперника была включена в список запрещенных книг, а Галилею, напротив, была выдана справка о его католической благонадежности, очень мудро тогда писал своему корреспонденту, что если ученые говорят нечто об устройстве мира так, а Библия иначе, скорее всего, мы с тобой неправильно поняли Библию.

Мы, богословы, за столетия научены отказываться от некоторых своих привычных и слишком поспешных интерпретаций Библии. Это нам легко, потому что мы заранее знаем, что Библия умнее любых наших интерпретаций. Ну да, это у меня аксиома такая. Но эта аксиома помогает мне не навязывать себя этой книге, не впечатывать себя в читаемый текст. И когда ученый требует от меня: нет, подождите, это слишком буквалистское понимание, оно не соответствует данным науки, для меня это вопрос культуры чтения Библия. А могу ли я остаться с уважением к этой книге, отказавшись от привычного понимания этого ее фрагмента? Оказывается, могу. И за столетия неоднократно такое происходило.

Михаил Гельфанд: Вы что-то поправляете в своей картине мира в случае обнаружения в ней очевидных несообразностей... Не все так делают и, если я правильно понимаю, например, что касается эволюционной биологии, тут позиции католической и православной церкви сильно расходятся.

Андрей Кураев: Нет, это не так.

Михаил Гельфанд: Человек произошел от обезьяны?

Андрей Кураев: Да.

Михаил Гельфанд: Хорошо, спасибо. Тогда правильно ли я понимаю, что вы согласны с тем, что у человека и шимпанзе был общий предок?

Андрей Кураев: Вполне может быть. Я этот вопрос всецело отношу к вашей компетенции. Я верующий человек, я верю науке.

У Гете есть такие слова — я процитирую их только потому, что их с огромным уважением и согласием цитировал академик Вернадский: Наука говорит нам только о том, «как», но она ничего не говорит нам, «почему» и «зачем». Есть процедура на уровне «как», и здесь я буду слушать вас. Но если однажды у вас или ваших студентов появятся вопросы о смысле, то это уже вопрос к гуманитариям, в том числе к философам, в том числе к теологам.

Я хочу куда-нибудь улететь. Захожу на сайт «Аэрофлота». Это расписание составлено на научной основе. Но сколько бы я ни изучал движение самолетов, из него я никогда не узнаю, куда нужно улететь мне самому. Цель поездки выбираю я, и при этом руководствуюсь не научными критериями. А вот как мне достичь моей цели — это уже вопрос того инструментария, где вы вполне компетентны.

Михаил Гельфанд: И тогда мы возвращаемся к моему исходному тезису, что диалог не столько невозможен, сколько не нужен. Наука отвечает на одни вопросы, а философия и теология — на другие.

Андрей Кураев: Вот хотя бы для того чтобы это проговорить, эти встречи нужны.

____________________

Стенограмма диспута (к сожалению, неполная, без вопросов из зала и ответов на них, а они были не менее, если не более интересными) есть в блоге у Андрея Кураева.



____________________

Отношение к высказываниям Андрея Кураева последнего времени у меня неоднозначное. Но, как мне кажется, ему по-прежнему нет равных в дискуссии с атеистами. Да и со священниками тоже.

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 20:24

https://bit.ly/2IwwQrI
Инстамагия. Получайте от 2000 рублей в день! Тариф "Эконом".
Гарантия возврата денег.
Посты по теме:

Правда.Ру

Андрей Кураев: Папа Франциск абсолютно прав
Правда.Ру
"Папа прав, особенно если под сталинизмом иметь в виду не только советский опыт, но и китайский, кампучийский. Трагедии, которые были и в Восточной Европе, да, это так", — заявил Андрей Кураев. Корреспондент "Правды.Ру" поинтересовался, почему папа не возмущается атомной ...


В курсе.ру

Андрей Кураев выступит 15 апреля в Перми с лекцией
В курсе.ру
Отец Андрей Кураев приедет в столицу Прикамья с лекцией о проблемах современной церкви и празднике Пасхи. Она состоится 15 апреля в 19:00 в конференц-зале отеля «Ситистар» (ул. Монастырская, 14а). Андрей Кураев — один из самых цитируемых священнослужителей России, ...

и другие »

Радио Свобода

Андрей Кураев: "Есть попытка превратить церковь в казарму"
Радио Свобода
В программе "Лицом к событию" Михаил Соколов беседует с протодиаконом, богословом и философом Андреем Кураевым о государственной идеологии и церковной вертикали, митингах в Новосибирске и фриках у МХТ, иконах с Иосифом Сталиным и Григорием Распутиным, ...
МОНИТОРИНГ СМИ: Андрей Кураев назвал выставление напоказ богатства бескультурьем. Протодиакон высказал своё мнение в программе ...Портал-Credo.Ru
Отец Андрей Кураев: Проблема в бескультурье значительной части нашего духовенства высокопоставленногоRegions.ru

Все похожие статьи: 7 »
Архив записей в блогах:
 KM.RU: Как вы оцениваете действия по реставрации "Великой России", предпринимаемые командой Путина?АЗ: Совершенно бесполезные усилия. Если страна пошла в ложном направлении, то, чем успешнее она идет, тем оказывается ближе к гибели и полному ...
Человеческая история знает тысячи героев: вымышленных и реальных… Люди жертвовали своими жизнями, интересами и взглядами ради мира в борьбе со злом и несправедливостью. У каждого народа, в каждой культуре есть свои великие имена, перед которыми приклоняют колено. И как вы уже поняли из ...
Надо мной смеялись, когда я предупреждал. Люди никогда не верят всерьёз в перемены, им кажется, будто текущее положение дел будет длиться вечно. СССР никогда не рухнет, доллар всегда будет стоять непоколебимо, красивый телефонный номер можно будет завещать внукам как величайшую ...
Угораздило нас взять ещё одну кошку, котёночка, на передержку... Наташина одноклассница подобрала котенка по дороге в лесу у свалки, но её кошки мелкую не приняли( Вот такая прелесть ...
На опер.ру большую статью про "Ил-2" запилили, всем рекомендую. Интересный взгляд со стороны. И от себя добавлю - тундры ничего не дают, просто развлекалово. Игры типа "Ил-2" реконструируют исторические события, оцифровывают в виде игровых объектов исторические данные из архивов. И н ...
  • cugeniraqip : Спасибо за раздачу! Обилие богохульников только подтверждает ее ценность. Когда Кураев не голословно утверждает некие тезисы, а доказывает

  • mandarinka2561 : А прорек кто именно ? Из Почаева или с Нового Афона или диак Кураев ?

  • gyguhexoqeqe : Андрей Кураев: Папа Франциск абсолютно прав

  • Karpovdacefalni : @Ziminaegthagalm Дьякон Кураев встретился с Pussy Riot: «Я рад, что они не намерены повторять акции в храмах»

  • lzaloznov : на автоматизацию регистрации входящих, Томской, - отметил Иван Кураев, победы и поражения, планируется реализовать

  • quanza_bot : #dirty Чужой vs Хищник... Виноват. Гельфанд vs Кураев http://t.co/7wZKgyYiXd

  • alwaysaladyyy : Андрей Кураев