Неюбилейный Вильямс Великолепный
pro100_mica — 30.04.2024 Теги: ВильяВ этот день 122 года назад родился Пётр
Владимирович Вильямс – известный советский художник, прекрасный
колорист, один из живописцев круга Общества
художников-станковистов (ОСТ), график, мастер сценографии,
театральный художник, служивший во МХАТе и Большом театре,
профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Портрет женщины в раскрытом окне. Первая половина 1930-х годов.
Холст, масло. Государственный Русский музей
Пётр ВИЛЬЯМС
Москвич, выходец из семьи приглашённого в Россию
американского инженера-химика, принявшего в конце XIX века русское
подданство. С детства увлекался живописью, учился в художественной
школе-студии Василия Мешкова. Из попытки учёбы на медицинском
факультете Московского университета у Петра Вильямса ничего не
вышло, через несколько месяцев он его оставил и поступил во
ВХУТЕМАС, где его наставниками были Василий Кандинский, Илья
Машков, Давид Штеренберг, Пётр Кончаловский.
Автопортрет, 1917 год. Холст, масло. ГТГ
Портрет Мейерхольда, 1925 год. Холст, масло. ГТГ
Человек в лодке. Автопортрет, 1926 год. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Активный участник ОСТа – Общества
художников-станковистов – одного из самых ярких и значительных
творческих объединений двадцатых годов, в который помимо Вильямса
входили такие будущие знаменитости как Александр Дейнека, Юрий
Пименов, Сергей Лучишкин, Александр Тышлер, Андрей Гончаров. Пётр
Владимирович принимал активное участие в создании стилистики
общества, его Портрет Мейерхольда был принят членами
объединения как эталон новых приёмов. За любовь к высокому
романтическому стилю коллеги в шутку прозвали его Вильямсом
Великолепным. Пётр Владимирович выбирал для своих портретов
сильных, красивых, спортивных моделей – циркачей, гребцов и
акробатов, многие из них были тесно связаны с миром
театральным.
Акробатка (Портрет жены художника, актрисы Анны Семёновны Вильямс),
1927 год. Холст, масло. ГТГ
Автопробег, 1930 год. Холст, масло. ГТГ
Портрет кинорежиссера Григория Васильевича Александрова, 1933 год.
Холст, масло. ГТГ
Портрет кинорежиссера Бориса Барнета, 1934 год. Холст, масло.
ГТГ
В тридцатых годах главным руслом творчества
Вильямса стал театр, с которым он плодотворно сотрудничал.
Легендарная постановка 1934 года МХАТовского Пиквикского
клуба вряд ли бы состоялась, не будь в соавторах Вильямса –
автора костюмов и декораций, где его живопись ярко и динамично
дополняла театральное действо. Далее были Последние дни по
Булгакову, Тартюф и Дон Кихот в Театре Вахтангова. В
сорок первом Вильямса назначили главным художников Большого театра
СССР, среди его работ – Золушка, Ромео и Джульетта, Иван
Сусанин, Вильгельм Телль, Евгений Онегин.
Польский бал. Эскиз декораций к опере М. Глинки Иван Сусанин
в Большом театре, 1940 год. Холст, масло
О театральных работах как-нибудь в другой раз...
Балерина Марина Семенова, 1945 год. Холст, масло. Художественный
музей г. Сочи
Петр Вильямс. Весна. Портрет А.С. Мартинсон и А.Д. Понсова, 1947
год. Холст, масло. ГТГ
Одна из последних работ Петра Владимировича Вильямса. Он прожил
всего 45 лет, скончался в 1947 году.
Портрет Дмитрия Шостаковича, 1947 год. Холст, масло. Музей
музыкальной культуры, Москва
Дмитрий Дмитриевич Шостакович в 1949 году посвятил памяти Петра
Вильямса свой Четвёртый струнный квартет
|
</> |