О Данелия, Михалкове и новом мультике
oadam — 11.04.2013 Теги: Михалков ДанелияРовно 49 лет назад, 11 апреля 1964 года, в советский прокат вышел фильм Георгия Данелия «Я шагаю по Москве», ставший культурным фильмом советских 60-х и первой главной ролью 18-летнего Никиты Михалкова.
Замечательная и очень добрая сцена-эпиграф к фильму: летний дождь, по улице идет светловолосая девушка босиком и танцует под неслышную музыку, за ней едет парень на велосипеде с зонтиком (потом с трудом вспомнили, что это был Олег Видов, имени которого нет в титрах) и улыбается…
Этот фильм стал своеобразным гимном романтической Москве – один из редких случаев, когда подобревшая вдруг страна на короткое время полюбила москвичей. А как их было не полюбить, если они такие славные?
Один из т аких москвичей в этой картине, Никита Михалков, – по фильму обаятельный и задорный паренек, полный любви к жизни и к людям, проводит весь день с приезжим сибиряком, попадает в ментовку, женит друга и поет одноименную фильму песню на эскалаторе, который кажется вот-вот привезет его к счастью....
Никита Сергеевич впоследствии вспоминал об этой роли: «Я в этом фильме играл самого себя. Даже подумал: «Как, оказывается, легко быть артистом. Говоришь свой текст – и все». И это правда – ему всегда удавались именно те роли, в которых Никита Михалков играл именно Никиту Михалкова, просто в разных оттенках своего многообразной личности. И скорее всего в 18 лет Никитос таким и был: добрым и обаятельным.
Обаятельным, кстати, Михалков оставался еще долго, даже в образе самовлюблённых и наглых мерзавцев. Пока михалковское обаяние не сожрало очаровательное в его искренности непонимание: отчего народ (ну кроме зависимых от Никиты Сергеевича людей) не желает признавать Михалкова существом высшего порядка, а себя быдлом.
Право слово, лучше бы Никита Михалков оставался нагло-циничным, чем лживо-пафосным (о любви к людям, уж никто не просит), ну да Бог с ним – вернемся к светящийся изнутри картине «Я шагаю по Москве». Именно с этого фильма Данелия стал классиком советского кинематографа, со своим своеобразным грузинским обманчиво простодушным, лирическим юмором.
Этот юмор Данелии еще без грусти – все главные герои молоды, веселы, талантливы, играют самих себя и смеются над затхлым бурчанием старших:
— «Значит, у тебя всё хорошо?»
— «Всё!»
— «Так не бывает»
— «Бывает!»
Нет, так не бывает. И старшие, как всегда, оказались правы. А вот интересно было бы увидеть продолжение этой картины – как все надежды и мечты пропали вместе с молодостью и той страной.
А сцена-эпиграф к продолжению такая: сидит старый Коля в подземном переходе и поет жалостливым голосом «А я иду, шагаю по Москве// И я пройти еще смогу...», а прохожие ему денежку бросают, понимая, что ничего он уже пройти не сможет (Данелия как-то шутил на эту тему). Уверен, в этой сцене Никита Михалков тоже смотрелся бы органично – известно, что теперь Никита Сергеевич ни один из способов добывания денег не считает зазорным (ну, может быть кроме квартирной кражи со взломом).
Но вместо «Я шагаю по Москве», Данелия снял продолжение другого своего культового фильма – «Кин-дза-дза» в виде мультфильма. Вернее даже не продолжение, а ту же самую историю, что показана в фильме «Кин-дза-дза», но уже несколько по-другому. Прораба-Любшина заменит «всемирно известный» виолончелист Владимир Николаевич Чижов, Скрипача-грузина – Толик, его двоюродный племянник из Нижних Ямок, который приехал в Москву поступать на курсы ди-джеев.
Не знаю, случайное это совпадение или нет, но именно сегодня, 11 апреля 2013 года, первый полнометражный анимационный фильм Георгия Данелия «Ку! Кин-дза-дза» выходит в прокат. И хоть целевая аудитория этой анимации и заявлена как «подростки и люди до 30-35 лет» – что бы не снял чудесный грузин Данелия, я это не пропущу.
И каким бы не получился просмотр, на вопрос: «Ну как тебе?» я конечно же отвечу: «Гадасаревиа!» (что по-грузински означает: «Так хорошо, что с ума сойти можно!»), потому что это Данелия…