Позитив. Кино XLI — 4
cand_orel — 15.04.2021 Теги: АббасПродолжение 3, начало —
Продолжение 1 —
Продолжение 2 —
48 «Пой песню, поэт…» — советский художественный фильм режиссёра Сергея Урусевского, состоящий из новелл и иллюстрирующий жизненный и творческий путь поэта Сергея Есенина.
Кинокартина выстроена на пересечении фактов биографии Сергея Есенина и фрагментов его литературных произведений (стихов, поэмы «Анна Снегина»). Сценарно соединён образ поэта и его лирического героя.
49 «Поклонись огню» («Уркуя») — советский фильм 1971 года снятый на киностудии «Киргизфильм» режиссёром Толомушем Океевым.
В основе фильма подлинная биография Уркуи Салиевой — первой киргизской комсомолки, первой женщины — председателя колхоза в Киргизской АССР. Киргизская АССР, конец 20-х годов. В затерянном горном кишлаке, наперекор вековым традициям, председателем сельсовета избирают женщину — 19 летнюю комсомолку Уркую Салиеву. Местные баи даже не мешают этому, надеясь, что у молодой девушки ничего не выйдет и её удастся легко запугать. Но она решительно и с непримиримостью ко всем тем, кто мешает беднякам-односельчанам строить новую жизнь, начинает устанавливать советский порядок в этих местах, бросая дерзкий вызов установленным веками порядкам местных богатеев, не ожидавших такой смелости от «существа второго сорта». Она организует проводку арыка, разделяет земли между бригадами создавая колхоз, распределяет продукты между работающими. Бывшие богатей, выселенные из кишлака и ушедшие в горы к басмачам, организуют сопротивление — пуская в ход анонимку на Уркую, и её арестовывает ГПУ. Весь кишлак вступается за своего председателя и её освобождают. И тогда бандиты расправляются с ней и всей её семьёй.
50 Полонез Огинского — фильм режиссёра Льва Голуба, снятый на киностудии Беларусьфильм в 1971 году.
История о маленьком скрипаче, ставшем сиротой в первый день войны. Скитаясь по деревням западной Белоруссии в поисках пропитания, он попадает в партизанский отряд. Отвлекая солдат фашистского пикета игрой на скрипке, юный Василий обеспечивает прикрытие саперной группе, минирующей железнодорожный мост. На следующую операцию по подрыву военного эшелона отправляется уже сам Вася вместе с Максимом - одним из партизан отряда. После удачного взрыва составов Максима арестовывает немецкий патруль. Васе в последний момент удается спрятаться в костеле. Органист костела Франек прячет Васю от вошедшего в храм патруля, а впоследствии помогает ему освободить Максима… Спустя несколько лет после окончания войны, на фестивале молодых исполнителей в Варшаве, Василий встречает Франека…
51 «Последний перевал» (азерб. Axırıncı aşırım) — художественный фильм, снятый режиссёром Камилем Рустамбековым в 1971 году на киностудии «Азербайджанфильм» по мотивам романа Фармана Керимзаде «Снежный перевал». В фильме рассказывается о первых годах становления советской власти в одном из азербайджанских сёл. Действия в фильме происходят в азербайджанском селе Карабаглар Армянской ССР.
1930 год. В селе Карабаглар проходит собрание землевладельцев села, на котором с речью выступает представитель советской власти Шабанзаде (играет Шамси Бадалбейли). Его предложение заключается в том, чтобы средства населения (земля, оборудование, скот, семена) находились в общественном пользовании, чтобы все вступили в колхоз, приводя в пример то, что пять пальцев руки сильны только тогда, когда рука превращена в кулак. Однако среди землевладельцев есть и те, кто недоволен этим предложением. Среди них есть и Кербалаи Исмаил (играет Адиль Искендеров), один из знатных и уважаемых людей в селе. Он с презрением относится к предложению о создании колхоза, узнаёт от Имана (работавшего некогда у него на мельнице и ставшего теперь комсомольцем), что председателем собираются назначить его бывшего слугу (пастуха) Салеха. Кербалаи говорит, что обойдётся и без колхоза и не может быть наравне с теми, кто был его слугой до установления советской власти.
Этой же ночью к Кербалаи прибывает потрёпанный Гамло (играет Мелик Дадашев), его правая рука, и сообщает, что красноармейцы объявили кулаком и расстреляли Мешади Джамиля, знакомого Кербалаи, и что теперь придут и за ним. Кербалаи отвечает, что этому не бывать: «Посмотрим чем закончиться эта игра в колхоз-молхоз», — отвечает он.
Как и предсказывал Гамло, большевики приходят в имение Кербалаи и начинают искать мешки с зерном. Кербалаи же тем временем жалуется на них Иману (играет Шахмар Алекперов), который возглавляет отряд красноармейцев. Иман объясняет, что зерно нужно голодающим в городе, на что Кербалаи отвечает, что никому ничего не должен. В тайном амбаре имения большевики находят тридцать два мешка с зерном и собирают перед домом. Этой же ночью Кербалаи посылает Гамло убить Имана. Но тот, увидев в окне дома Имана его жену не решается стрелять в дом, боясь её зацепить, и стреляет в воздух. На следующий день Кербалаи, думая, что Иман мёртв приказывает своим людям отнести мешки обратно в амбар. Но в это время приходят красноармейцы во главе с Иманом и препятствуют этому, заявив, что теперь это государственное зерно. Иман же говорит Кербалаи о ночной стрельбе, и что врагов постигнет участь Мешади Джамиля.
Сцена народных гуляний и танцев. Но празднования и свадебные торжества в селе обрывает стрельба. Люди Кербалаи во главе с Гамло нападают на вывозящих зерно красноармейцев. Иман даёт печать сельсовета и свой партийный билет жене, которая убегает и скрывается. Салеха убивают и берут многих в плен, в том числе и Имана. «Ну и где твоя советская власть», — говорит Гамло Иману. Одному же из связанных пленных, которого сажают на коня, Гамло говорит:«Иди и скажи им, что Кербалаи не знает никакой советской власти».
В райкоме партии большевики Талыбов и Халил набирают добровольцев в красноармейский отряд. В это время приезжает Шабанзаде и сообщает Талыбову о вооружённом сопротивлении Кербалаи Исмаила в Карабагларе. Талыбов хочет, чтобы в село был направлен вооружённый отряд, но Шабанзаде говорит, что центр против и хочет отправить человека для переговоров с Кербалаи Исмаилом, человека, которому Кербалаи доверяет. Для этого был выбран Аббаскули бек Шадлинский (играет Гасан Мамедов), старый друг Кербалаи Исмаила и бывший бек. Он вместе со своим другом Халилом и большевиком Талыбовым по предложению Шабанзаде отправляются в Карабаглар для переговоров. Аббаскули бек отказывается брать оружие, говоря что едет как гость, но Талыбов берёт пистолет.
Люди Кербалаи, узнав Аббаскули бека, пропускают его в село. Кербалаи узнаёт о прибытии Шадлинского и раздумывает о планах людей, пославшего его к нему. Гамло, который люто ненавидит большевиков, с недоверием относится к прибытию Аббаскули бека. Он, говорит, что это уже не тот Аббаскули бек и просит у Кербалаи Исмаила разрешения убить Шадлинского, на что получает дерзкий отказ. Кербалаи Исмаил говорит: «будь то друг или враг, мы должны сохранить своё достоинство».
В селе все с уважением относятся к Шадлинскому. Его принимают в доме Вели, одного из соратников Кербалаи Исмаила. Когда же Аббаскули бек говорит о том, что пришёл поговорить с Кербалаи, Вели отвечает, что Кербалаи в соседних деревнях и скоро вернётся. Во время обеда между гостями завязывается спор. Талыбов и Халил утверждают, что при колхозе труд будет общий и урожай будет богаче. Крестьяне-землевладельцы же говорят, что их земли отбирают под предлогом создания колхоза, из-за чего и завязалась вражда. Один из них говорит:«Мы родились мужчинами, и умрём мужчинами!» После этих слов Аббаскули бек отправляется в путь.
В своём имении же Кербалаи Исмаил говорит своим людям, что советская власть их боится и когда его спрашивают, почему такая трусливая власть свергла Николая II, он говорит, что Николая наказал сам Аллах из-за того, что тот оставил в руинах много мусульманских сёл и городов. Затем к Кербалаи Исмаилу ведут Имана, а после и Бейлера. Кербалаи говорит им, что те сбились с пути вступив к большевикам и предлагает им перейти на его сторону. Но те отказываются. Тогла Кербалаи говорит, что покончит с их советской властью в селе и вместо их красного флага повесит свой флаг. Потом приказывает Гамло убить обеих.
Аббаскули бек, Халил и Талыбов приезжают к Самеду, чтобы переночевать. Самед узнаёт, что те едут к Кербалаи и говорит, что это большой риск. Он рассказывает, что люди Исмаила во главе с Гамло расправляются со всеми, кто переходит на сторону советской власти. Так они поступили с Худаяром, собравшим людей против Кербалаи. Талыбов, говорит, что вести переговоры бессмыслено и надо вернуться сюда с армией. Но Аббаскули бек говорит, что пока не поговорит с Кербалаи Исмаилом никуда не уйдёт. Этой же ночью в дом Самеда в поисках жены Имана врывается Гамло, но наткнувшись на Аббаскули бека, уходит. На следующее утро Халил уводит переодетую в мужскую одежду жену Имана к своему другу Ширали, который живёт рядом с мавзолеем Ядуллы, сына Кербалаи. Зайдя в мавзолей Шадлинский рассказывает Талыбову, что сына Кербалаи Исамила убили, а тело отдавать не хотели. Тогда вмешался он, Аббаскули бек, и после долгих переговоров удалось вернуть тело и похоронить. Вдруг они натыкаются в мавзолее на брата Худаяра, прячущегося от людей Исмаила. От него и узнают о местонахождении Кербалаи Исмаила и отправляются к нему в карвансарай.
Беседа Aббаскули бека Шадлинского (слева) с Кербалаи Исмаилом. «Пять пальцев руки не могут быть равны друг другу», — говорит Кербалаи
Вопреки отказу Гамло, Аббаскули бек всё-таки поднимается к Кербалаи Исмаилу и у них завязывается разговор. Аббаскули бек говорит, чтобы Кербалаи сложил оружие. Кербалаи же обвиняет советскую власть в несправедливом отношении к нему. Он просит Аббаскули бека не ввязываться в эту вражду. Когда Аббаскули бек говорит, что вести войну с советской властью бессмыслено, что у Исмаила нет ни армии, ни пушек, тот отвечает: «зато у нас есть честь и достоинство, продержимся».
Не добившись желаемого результата Шадлинский, Талыбов и Халил возвращаются обратно. При переходе через перевал их без разрешения Кербалаи Исмаила догоняет Гамло со своим отрядом. Гамло думает, что Аббаскули бек собирается послать вооружённый отряд. Завязывается перестрелка. Талыбов и Халил погибают. Аббаскули бека Шадлинского убивает Гамло. Опозоренный Кербалаи Исмаил же убивает ослушавшегося Гамло. Кербалаи Исмаил просит Вели принести тело Аббаскули бека, говоря, что он должен быть похоронен не с крестьянами, а как бек. Но тот отвечает, что все жители села на похоронах Шадлинского. Фильм заканчивается сценой похорон Аббаскули бека и видами на перевал.
52 Преждевременный человек — советский художественный фильм, снятый в 1971 году режиссёром Абрамом Роомом на киностудии «Мосфильм». Экранизация неоконченной пьесы М. Горького «Яков Богомолов» (около 1916 года). Премьера фильма состоялась в 1972 году. Фильм стал последней работой А. М. Роома. Фильм заканчивает трилогию, первым фильмом которой является «Гранатовый браслет» (1964) по А. Куприну, вторым — «Цветы запоздалые» (1969) по А. Чехову.
Идея написания «Якова Богомолова» возникла у Горького в 1916 году, когда он гостил в Форосе у Ф. Шаляпина, а год спустя в Коктебеле замысел воплотился в пьесу. Инженер-геодезист Яков Богомолов (Игорь Кваша) — человек-«трудоголик». Он переживает трудный период в своей жизни, постепенно теряя все дорогое, что у него есть. Недавно он закончил осушение болот где-то в Рязанской губернии, а теперь вместе с женой гостит в доме Никона Букеева (Александр Калягин) в Крыму. Богомолов был вызван им, чтобы изыскать воду для построения оросительной системы. Сутками он работает над проектом и пропадает в горах, где под палящим солнцем руководит рабочими на сооружении котлована. Тем временем его молодая жена Ольга (Анастасия Вертинская) придается утехам и гуляниям, кокетничая с окружающими мужчинами. Она не отрицает того, что может в любой момент полюбить другого, а Никон, тайно влюбленный в нее, строит планы по завоеванию её сердца. Съёмки фильма происходили в Крыму, в Феодосии и окрестностях.
53 «Пришёл солдат с фронта» — советский художественный фильм 1971 года. По мотивам рассказов Сергея Антонова.
Вернувшись с фронта инвалидом (без руки), солдат узнал о смерти жены, но нашёл в себе силы жить дальше, растить дочь, строить заново деревню, поднимать людей на великий труд. Тяжелый драматический фильм о возрождении разорённой войной деревни, о судьбах возвратившихся к мирному труду русских людей.
54 «Пропажа свидетеля» — художественный фильм, детектив режиссёра Владимира Назарова. Продолжение фильма «Хозяин тайги», снят по многочисленным просьбам кинозрителей по одноимённой повести Бориса Можаева. В первоисточнике главным героем является лейтенант милиции Коньков, Серёжкин только упоминается, но по сценарию фильма он занимает центральное место в сюжете.
Действие происходит в дальнем таёжном посёлке. Участковый Василий Серёжкин отправляется на службу в новый район. В первые же дни его дежурства на берегу Лысой Косы обнаруживают тело зоолога Калганова, погибшего от выстрела из охотничьего ружья. На месте преступления Серёжкин не находит никаких улик, разве что след от кеда 37-го размера. Круг подозреваемых в первую очередь включает местных охотников-браконьеров, с которыми Калганов давно и принципиально боролся. Единственный возможный свидетель Иван Садык, повар бригады лесозаготовителей, исчез в тайге. Охотники поговаривают, что он мог стать жертвой тигра-людоеда.
55 «Прощание с Петербургом» — советский фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1971 году режиссёром Яном Фридом.
В середине девятнадцатого века молодой австрийский композитор Иоганн Штраус неоднократно приезжал в Россию. Его концерты в Павловске, близ Петербурга, всегда проходили с неизменным успехом. В память о своём пребывании в России композитор написал известный вальс «Прощание с Петербургом». Фильм рассказывает о пребывании в России Иоганна Штрауса, его концертах в Павловске летом 1857 года и любви к русской аристократке Ольге Смирнитской, которой он посвятил несколько сочинений.
56 «Разрешите взлёт!» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1971 году режиссёрами Анатолием Вехотко и Натальей Трощенко.
На степном аэродроме появляется новый лётчик Димка Соломенцев (Семён Морозов), который постоянно попадает в разные не очень приятные истории. Однако старый летчик Сахно (Анатолий Папанов) берет шефство над молодым пилотом. В результате разгильдяйства техника Климова гибнет командир Селезнев, а Сахно по состоянию здоровья пришла пора перейти на диспетчерскую службу. В небе случается нештатная ситуация: на самолёте пассажирской авиации Ил-14 не выпускается правая стойка шасси. Помочь экипажу посадить лайнер может лишь такой опытный лётчик, как Сахно. Совместными согласованными действиями удаётся благополучно посадить самолёт. Непутевый Димка Соломенцев тоже становится участником спасательной операции.
57 «Рудобельская республика» — историко-революционный фильм, снятый режиссёром Н. А. Калининым на киностудии Беларусьфильм в 1971 году.
Бывший вахмистр А. Р. Соловей получает от Бобруйского ревкома задание организовать защиту Советской власти в деревне Рудобелка (Полесье) от натиска интервентов и белогвардейцев.
58 «Русское поле» — советский художественный фильм режиссёра Николая Москаленко, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1971 году. В прокате 1972 года занял 4-е место, собрав 56,2 млн зрителей. В 1972 году Нонна Мордюкова была признана «лучшей актрисой» года по опросу журнала «Советский экран», а в 1973-м — награждена Премией имени братьев Васильевых в том числе за роль в «Русском поле».
Современная созданию фильма советская русская деревня. Муж бригадира-трактористки Федосьи Угрюмовой Авдей Петрович уходит к другой женщине и играет с ней свадьбу. Их 18-летний сын Филипп (Владимир Тихонов) тяжело переживает поступок отца и в день их свадьбы даже пытается задавить трактором автомобиль с «молодыми». Вскоре после свадьбы Авдея начинает тянуть назад к Федосье, прямолинейной и честной в отличие от расчётливой Надёнки, все интересы которой сосредоточены на приобретении автомобиля. Их сына забирают в армию, он попадает служить на дальневосточную границу. В деревню возвращается подруга Федосьи Мария Соловьёва, у которой не сложилась жизнь в городе и нет детей. Когда Федосья с подругами приезжают на склад сельхозтехники добиваться получения новых тракторов, оказывается, что заведующий складом — это Павел Федченков, с которым Мария встречалась в юности. Позже он приезжает в деревню свататься к Марии, но у него четверо детей, оставшихся без матери. Проходит больше года, как Филиппа забрали в армию, и Авдей пытается вернуться к Федосье, но она не может простить ему. На границе, где служит Филипп, происходит вооружённое нарушение границы (очевидно, что речь идёт о конфликте на советско-китайской границе, но в фильме об этом прямо не говорится) и во время обстрела с другой стороны границы Филипп погибает. Конечная сцена фильма — когда Федосья и её подруги работают на тракторах в поле, приезжает группа иностранных корреспондентов, и когда один из корреспондентов спрашивает Федосью, много ли у неё детей, она отвечает: «Много. Кого ни встретите, все мои».
59 «Рустам и Сухраб» — Советский художественный фильм 1971 года, историческая драма, вторая часть кинотрилогии по эпической поэме Фирдоуси «Шахнаме». Студия «Таджикфильм», режиссёр Бенцион Ариевич (Борис Алексеевич) Кимягаров.
В основе сценария — сравнительно небольшой фрагмент «Шахнаме», повествующий о поединке легендарного богатыря Рустама с собственным сыном. Двадцать лет назад по зову долга великий герой Ирана Рустам покинул свою беременную жену Тахмину, дочь правителя Самангана, запретив ей раскрывать будущему сыну имя отца, пока сын не прославится сам воинскими подвигами. Саманганский шах платит дань повелителю Турана, шаху Афрасиабу, при дворе которого возмужавший сын Тахмины Сухраб успевает завоевать славу непобедимого бойца. Афрасиаб знает тайну происхождения Сухраба. Опасаясь, что два великих воина, отец и сын, объединятся против него, Афрасиаб назначает Сухраба предводителем похода в Иран, изображая Рустама главным врагом, которого Сухраб должен уничтожить в первую очередь. Тахмина раскрывает Сухрабу имя его отца, однако Рустам остаётся в неведении, что предводитель вражеского войска — его сын. Шах Ирана Кавус, опасаясь мощи Сухраба, возвращает Рустама из ссылки и посылает его в бой, уговорив не раскрывать своё имя. Отец и сын сталкиваются в смертельном поединке. За происходящим со злорадством наблюдает старый враг Рустама — див Тулад, скрывающийся под личиной простого туранского воина. Он отказывается от использования своих колдовских чар, будучи уверен, что ненавистные ему герои сами причинят себе непоправимый вред, ибо зло — неизбежный спутник человеческой жизни. Этому философствующему персонажу, который у Фирдоуси отсутствует, сценарист придал некоторые черты европейского Мефистофеля, не свойственные дивам восточной фольклорной и литературной традиции.
60 «Салют, Мария!» — советский двухсерийный чёрно-белый художественный фильм-драма, поставленный на Киностудии «Ленфильм» в 1970 году режиссёром Иосифом Хейфицем. В кинопрокате картина собрала 17,1 млн зрителей. Фильм основан на фактах реальной биографии советской чекистки Марии Фортус.
Идет 1919 год. На просторах бывшей Российской империи полыхает гражданская война. В Европе только что закончилась Мировая война и страны-победители организуют военную интервенцию в Россию с целью помочь белому движению в борьбе с Советской властью. В один из южных портов прибывают на судах войска Антанты, в том числе из Испании. Юная подпольщица Мария получает задание вести агитацию среди испанских моряков и солдат. Тут-то она и знакомится с матросом Пабло. Вспыхивает взаимная любовь. Гражданская война заканчивается. В России укрепилась Советская власть. Но здесь мечтают о мировой революции. После долгой разлуки Мария и Пабло вновь встречаются и уже вместе уезжают в Испанию в качестве агентов Коминтерна, готовить местную революцию и заодно вести там разведывательную деятельность. У них рождается сын. Но счастье длится недолго — фашисты убивают Пабло. В Испании разгорается гражданская война. Сын Марии, пилот истребителя, погибает в воздушном бою. Потеряв мужа и сына, Мария возвращается на родину, где работает инструктором в советской разведшколе.
61 «Седьмое небо» — художественный фильм киностудии Мосфильм, снятый в 1971 году, премьера 20 марта 1972 года.
Москвичка Ксана Георгиевна встречается со своим начальником. К нему в гости приезжает старый знакомый, но он не хочет видеться с ним, и просит Ксану Георгиевну встретить его. Иван Мазаев, шахтопроходчик, с первого взгляда влюбляется в неё, и приглашает в знаменитый ресторан «Седьмое небо». После этой встречи Ксана сожалеет, что отказала ему в его просьбе, и едет за ним в южный город, где очень быстро развиваются интересные события…
62 «Сестра музыканта» — художественный фильм (музыкальная комедия) о жизни школьников-старшеклассников 70-х годов XX века, снят братьями-режиссёрами Павлом и Исидором Хомскими на киностудии Мосфильм в 1971 году. Фильм снят по повести Анатолия Алексина «Мой брат играет на кларнете».
Сестра начинающего музыканта мечтает посвятить всю свою жизнь служению брату. В её планы вмешивается девушка Алина, в которую влюбляется её талантливый брат. Он готовится к конкурсу музыкантов-исполнителей. Сестра обманывает Алину, сказав ей, что у Лёвы (музыканта) уже есть невеста. Алина не является на концерт. Из-за этого Лёва оказывается «не в форме». В конце девочка признаётся своему брату в том, что она обманула Алину и что из-за неё она не пришла.
63 «Сказание о Рустаме» — советский художественный фильм 1971 года, первая часть исторической кинотрилогии по эпической поэме Фирдоуси «Шахнаме». Студия «Таджикфильм», режиссёр Бенцион Ариевич (Борис Алексеевич) Кимягаров.
Эпическое сказание о подвигах легендарного древнеиранского богатыря Рустама — смелого воина, готового всегда прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. На экране герои эпоса: певец, говорящий правду жестокому властелину, и дэв, постоянно меняющий свои обличья.
Окончание следует.