Роли как лейблы.
zina_korzina — 24.04.2013 — Кино Теги: Мень МеньшиковНо Муля есть Муля. Её не смогла обогнать даже Мачеха из «Золушки», которая, по сути, и была продолжением Ляли-Мули. Таких актёров много. Да, они могут быть бабочками-однодневками, которых совершенно заслуженно помнят по одной-единственной роли, ибо остальные вообще полный шлак, а могут быть великими, как всё та же Раневская. Давайте вспомним топ-пять советских актёров, которых все узнают по одной, невероятно яркой роли. Причём, хотелось бы, чтобы эти артисты не были пустышками, которым один раз просто повезло с режиссёром, а потом - увы. Пусть это будут именно крупные величины, которые каким-то непостижимым образом сроднились с одной-единственной маской. И, как всегда, я называю своих героев, Вы - своих.
- Итак, мой первый герой - искромётный Костик-Меньшиков из
«Покровских ворот». Дошло до того, что на одном из сайтов его
написали, как Константин Меньшиков. Правда, потом исправили на
Олега. Великолепный артист - многие из нас в конце 1990-х видели
его в театральной роли Чацкого. Недавно он шикарно сыграл
харизматичного тренера Анатолия Тарасова. Без него вообще не было
бы фильма «Легенда №17» - получился бы обычный средний сюжет!
Меньшиков очарователен в ранних своих ролях - эпизод в фильме
«Родня», «По главной улице с оркестром», «Мой любимый клоун».
Меньшиков убедителен в «Утомлённых солнцем» и прочих проектах
1990-х... А всё равно часто звучит: Костик-Костик. Вообще,
гениальный фильм «Покровские ворота» дал сразу несколько
ролей-лейблов - это и Маргарита Паллна у Инны Ульяновой, и Хоботов
у Анатолия Равиковича, и Савва Игнатьич у Виктора Борцова. Помню,
как сижу я в Малом Театре на спектакле «Свои люди — сочтёмся».
Первый ряд. Я не знаю, слышат ли актёры шелест партера... Рядом
сидят две тётки. Одна другой: «О, это что, Савва Игнатьич?».
И только Леонид Броневой не стал Велюровым, ибо у него уже была
другая подпольная кличка.
- Итак, Леонид Броневой, не ставший Велюровым, ибо уже
давным-давно заделался Генрихом Мюллером. Когда я увидела
фотографию настоящего шефа Gestapo, мне стало очень скучно... Ну,
какой же это - Мюллер? Правильно - никакой. Ненастоящий. Чуждый
какой-то. Потому что Мюллер - это Леонид Сергеевич Броневой с
характерными фразочками и прикольчиками. Истинный неариец. Дальше
некуда. Но при этом великолепен и, пожалуй, если бы эту роль сыграл
бы другой человек, фильма не состоялось бы - «Мгновения...» могли
бы просто встать в ряд с другими фильмами про фашистов и
разведчиков. На мой взгляд, всё держится именно на роли Броневого,
на его внешнем и типологическом контрасте с Тихоновым-Штирлицем и с
Табаковым-Шелленбергом. Броневой и без Гестапо был хорошим артистом
- он даже умудрился сыграть...Людовика XIV в театральной
постановке, посвящённой Мольеру. Как вы понимаете, на короля-солнце
папаша-Мюллер похож не был! Забавное совпадение, но
Табаков-Шелленберг изображал предыдущего Людовика номер 13 и тоже
не был похож. Броневой играл самые разные роли - от комических до
серьёзных, но...увы, он всегда наш любимый Мюллер. Такова
селяви.
- Или вот Александр Калягин. Тоже в своём роде заложник
одной из своих звёздных ролей - он тётушка Чарли и всё тут.
Он был великолепным, трагическим Эзопом в телевизионной постановке.
Он сыграл прекрасного Чичикова и ещё ряд прохиндейских
ролей. Невероятно хорош был и в изображении мятущихся интеллигентов
- это Платонов в «Неоконченной пьесе...» и комичный вариант того же
самого состояния - Петя Полуорлов в «Старом Новом Годе».
Есть у него и совсем уж выпадающий из возможных амплуа персонаж -
штурмбаннфюрер SS Франц Маггиль. Дважды (!!!) сыграл роль поэта
Жуковского. Много работал во МХАТе, а потом ещё в своём театре - Et
cetera. Всего этого слишком много, чтобы встречать его появление
словами: «О, тётушка Чарли с дикими обезьянами...!». Почему
так происходит? Возможно, люди считывают образы только по тем
фильмам, которые стали по-настоящему культовыми и народными? Тогда
почему это случается с одними артистами, а с другими - нет? Такой
лейбловой роли нет у Миронова и Папанова, например, хотя, они тоже
участвовали в фильмах, ставших культовой советской классикой.
- Нет-нет, конечно же, Елена Яковлева уже постепенно
становится Каменской. Ещё чуть-чуть и всё - только Каменская.
Потому что молодёжь, которой до 30, гораздо больше знает сериал по
романам Марининой, чем скандальную, перестроечную «Интердевочку» с
главной героиней эпохи - путаной Танькой Зайцевой. Помню
просмотр сериала «Петербургские тайны»... Это был 1995 или 1996 год
- тогда отечественные сериалы ещё были в новинку, в основном
телеэкран заполняли латиноамериканским мылом. Так вот,
Яковлева там играла очень сложную роль Анны Чечевинской - такой
образ очень легко сделать уныло-плоским и превратить в
тоску-зелёную. Да, и по сюжету актриса должна была изображать
обманутую столичным бонвиваном провинциальную барышню... Забавно,
но её антипода в сериале сыграла другая «интердевочка» - Ирина
Розанова. Почему я именно это вспомнила? Многие тогда смеялись, что
Интердевочка играет порушенную невинность. Почему так происходит?
Почему Розанова или, там, Дапкунайте не стали заложниками своих
ролей? Многие из нас видели Елену Яковлеву в театре «Современник».
Но... Обывательское сознание оно любит образы-картинки. Хотя
нет-нет, она уже Каменская.
- Польская крошка-очаровашка (пишут, что 148 см. росту) Янина
Жеймо сыграла свою Сандрильону на излёте карьеры - трогательной
девочке-падчерице было на момент создания картины под 40 и после
этого актриса снялась только в одном фильме. Всё. (Правда, не
потому что её отправили в неформат, а потому что она уехала
на историческую польскую Родину). По тексту пьесы Шварца юной
Золушке «...примерно 16». Правда, эта роль была
нормой для её киноработ. Женщина в роли девочки. До войны Жеймо
снималась весьма активно и была известна не только ролями
половозрелых барышень, но и маленьких девочек. Она была известна,
как Леночка, ибо сыграла в двух фильмах про школьницу с косичками -
«Разбудите Леночку» и «Леночка и виноград». В знаменитой довоенной
кинокартине «Подруги» Жеймо изображала свою героиню не только во
взрослом возрасте, но и в детстве. Но всё равно - Золушка. Именно
такая, как Жеймо. Лично я в детстве долго привыкала к чешской
Золушке, хотя, Либуше Шафранкова гораздо красивее.
- P.S. Ещё можно назвать - тройку Гардемаринов, Татьяну Лютаеву в роли Анастасии Ягужинской (позывной «Зведа моя!»). А кто, кто ещё?
|
</> |