Русские промыслы: Балахнинское кружево
miihaaiil — 04.11.2020 Теги: КотоваНекоторые русские промыслы до сих пор пользуются популярностью и
могут приносить прибыль, а другие почти забыты. Мы часто говорим об
иностранных достижениях и совсем не замечаем, что под боком, всего
в нескольких сотнях километров от Москвы, производят уникальные
вещи. Такая несправедливость всегда меня задевала. Чтобы исправить
это недоразумение, я отправилась в небольшое путешествие и сделала
серию материалов о русских промыслах. В первом, премьерном выпуске
— балахнинское кружево.
Начну со справки. Балахна — небольшой старинный город на берегу
Волги в 30 километрах от Нижнего Новгорода, где проживает примерно
50 тысяч человек. Здесь родился Кузьма Минин — памятник которому в
дуэте с Пожарским стоит на Красной площади в Москве. В этих же
местах появилось балахнинское кружево.
Процесс плетения кружева. Экспонат Балахнинского музейного
историко-художественного комплекса.
Балахнинское кружево: в чем особенность
Балахнинское кружево — многопарное. То есть для плетения
используется сразу много пар деревянных столбиков, на которые
наматываются нитки — они называются коклюшками. В балахнинской
технике кружевница выводит рисунок одновременно по всей ширине —
как принтер. В вологодской, например, узор формируется из
бесконечной ленты, элементы которой сцепляются между собой, поэтому
такое кружево называется сцепным. Во время плетения кружева в
сцепной технике понадобится примерно 20 пар коклюшек, а вот в
многопарной их может быть и все 300. Только представьте, сколько
времени нужно потратить, чтобы намотать нитки на 600 коклюшек — и
это вы еще даже не приступили к плетению. Поэтому балахнинское
кружево изготавливается крайне медленно. На одну салфетку может
уйти полгода.
Кружева. Слева шарфик в технике сцепного кружева. Экспонат
Балахнинского музейного историко-художественного комплекса. Фото:
Талиб Шиллаев
Главная отличительная особенность балахнинского кружева от
других многопарных техник — клюневая решетка. Это орнамент, который
используется как фоновый, и больше, кроме как в Балахне, нигде не
встречается.
Клюневая решетка, балахнинское кружево, работу выполнила Людмила
Егоровна Шкарина. Фото: Даша Масленникова
Как разрабатывают рисунок
Зачастую автор рисунка и автор работы — это два разных человека. То
есть один человек разрабатывает дизайн, а второй — плетет. Одним
кружевницам лучше удается первое, другим — второе. Макет рисунка
называется сколком — он кладется на специальную подушку и поверх
него накалываются булавки. На них крепятся нитки в процессе
плетения. Сколки кружевницы рисуют сами либо заимствуют друг у
друга. Но если вы отправляете работу на выставку, сделанную по
чужому сколку, то хороший тон — подписать его автора.
Когда появилось балахнинское кружево
«Балахнинское кружево известно с XVIII века, — говорит Мария
Карташова, директор
Балахнинского музейного историко-художественного комплекса, с
которого мы начали знакомство с городом. — В 1882 году была
опубликована первая статья в трудах комиссии по исследованию
кустарных промыслов. Автор — Ягодинский, местный исследователь. Он
написал, что балахнинскому кружеву более ста лет. Одна из
основательниц Мариинской практической школы кружевниц в
Санкт-Петербурге и известная исследовательница кружева София
Александровна Давыдова опиралась на работы Ягодинского и тоже
писала, что это был XVIII век. Мы ориентируемся на эти данные».
Кто его придумал
«В настоящее время есть несколько версий о происхождении этого
кружева: самая обоснованная — кто-то из дворянок открыл мастерскую.
Из Европы привозили нитки и сколки. Кружевоплетение в России —
пришлое, несамобытное. Если ткачество развивалось постепенно в
нескольких местах, то кружево завезли. Сейчас похожее на наше
кружево плетут в Испании и на Мальте. Вообще во времена Петра I,
Елизаветы Петровны очень много дворян открывали мастерские, где
девушки плели кружево. Его в итоге продавали. Известные мастерские
различных кустарных промыслов были у Шереметевых, среди прочего в
их владении числилось Кубинцево — бывшее село, которое примыкало к
Балахне, сейчас это уже черта города», — рассказывает Мария
Карташова.
«Балахна всегда была уездным городом. Но не нужно сравнивать былую
Балахну и нынешнюю: это небо и земля. Балахна была очень крупным
уездным центром с высоким экономическим развитием. В XVI веке
Балахна стояла на одном экономическом уровне с Нижним Новгородом —
сейчас это трудно представить. Поэтому в Балахну очень быстро
приходила мода — с ярмарки в Нижнем Новгороде».
Старинные балахнинские кружева. Экспонат Балахнинского музейного
историко-художественный комплекса. Фото: Даша Масленникова
Кто продвигает кружевоплетение сейчас
После музея мы отправились к известной кружевнице, члену Союза
художников Галине Котовой. Она работала в цехе кружевоплетения,
филиале Городецкой строчевышивальной фабрики, который существовал в
городе с 1968 по 1994 год. В детстве Галина жила прямо напротив
него — любопытство и привело ее на производство. Плести она начала
в двадцать два года. В цеху делали вставки для платьев, иногда
создавали крупные кружевные изделия — их отправляли на выставки. Но
масштабной продажи никогда не было.
Работа Галины Алексеевны Котовой. Фото: Талиб Шиллаев
В гостях мы встретили и ее коллегу — Наталью Жмакину. После
закрытия цеха она перешла на работу на радиозавод, а
кружевоплетение стало ее хобби. Галина и Наталья показывают нам
столько изделий… я потрясена — страшно представить, сколько времени
на это все потребовалось. Кружевницы признаются, что сейчас уже
мало кто придерживается техники — сколки осовременивают, и
аутентичность изделий утрачивается.
Галина Котова практически не плетет — передает свое мастерство
желающим овладеть балахнинской техникой плетения кружев. Участвует
в выставках и фестивалях в России и за рубежом, проводит свои
авторские выставки.
Работа Галины Алексеевны Котовой. Фото: Таллиб Шиллаев
Работы Натальи Жмакиной. Фото: Талиб Шиллаев
Символизм в балахнинском кружеве
Просматривая старые снимки, можно заметить, что девушки носили
косынки черного цвета. Их часто добавляли к приданому будущей
невесты. Галина Котова предполагает, что цвет был выбран
неслучайно. Ее испанская коллега рассказала, что черные косынки,
мантильи, в их краях обязательно надевали замужние дамы во время
похода в церковь. Вероятно, вместе со сколками к нам перекочевали и
некоторые традиции.
Екатерина Алексеевна в черной косынке, сделанной в технике
балахнинского кружева, Лиза и ее крестная. Фото предоставила Марина
Сидоренко
Испанские девушки в мантильях, 1927
© ullstein bild Dtl.
Девушка из Испании в традиционном черном кружеве, 1940
© ullstein bild Dtl.
Где учатся балахнинскому кружеву сейчас
Еще одна бывшая коллега Галины и Натальи — Людмила Егоровна
Шкарина, ведет кружок «Кружевница» с 1995 года. Он находится в ДК
«Волга». Сейчас там занимается около 15 человек — от 12 и до
пенсионного возраста. Юным ученикам кружевоплетение дается тяжело.
Чтобы увидеть результат, нужно потратить несколько месяцев, и у
многих не хватает усидчивости. В возрасте же свои проблемы — зрение
и моторика не всегда позволяют ловко распоряжаться нитями.
Кружок кружевоплетения в ДК «Волга». Фото: Талиб Шиллаев
Дом культуры, который ранее принадлежал одноименному
балахнинскому бумажному комбинату, стоит отдельного внимания. В
этом безумном красоты здании находится самый крупный зрительный зал
в городе — на 500 человек. Большая часть концертов и выступлений
звезд проходит именно здесь.
В ДК преподают танцы, обучают резьбе по дереву и сборке
авиамоделей, а в подвале занимаются игрой на барабанах и трубе. Но,
увы, состояние самого здания плачевное — это памятник архитектуры,
и для ремонта нужна особая документация. Одно только ее составление
обойдется в десять миллионов рублей, не говоря уже про сам ремонт.
Благо сейчас оно в хороших руках — еще десять лет назад на месте ДК
хотели построить торговый центр, но жители отстояли особенное
место, и теперь оно «приходит в себя» под руководством директора
Ирины Мочалиной.
ДК «Волга». Фото: Даша Масленникова
Балахнинское кружево, работу выполнила Людмила Егоровна Шкарина. ДК «Волга». Фото: Талиб Шиллаев
Балахнинское кружево, работу выполнила Людмила Егоровна Шкарина. ДК «Волга». Фото: Талиб Шиллаев
Балахнинское кружево, работу выполнила Людмила Егоровна Шкарина. Фото: Талиб Шиллаев
Подушка для плетения кружева. ДК «Волга», г. Балахна. Фото: Талиб Шиллаев
Подушка для плетения кружева. ДК «Волга», г. Балахна. Фото: Даша Масленникова
Молодое поколение и балахнинское кружево
Среди молодых почти нет кружевниц. Сейчас балахнинским кружевом
занимается только Елена Белова — которую в мимолетных разговорах
упоминали в каждой локации нашего маршрута. И мы, конечно,
напросились к ней в гости. Елене еще нет двадцати пяти, но зато за
плечами уже хороший опыт. Плести она начала еще лет в десять —
занималась в кружке, который тогда вела в городе Галина Котова.
Позже одна знакомая, бывший директор местного музея, посоветовала
поступить в петербургскую Высшую школу народных искусств, что Елена
и сделала. С гордостью она рассказывает нам про свою дипломную
работу — красное кружевное платье, которое осталось в музее ВШНИ.
Макет изделия был отрисован вручную — каждый раз, когда в него
вносились корректировки (а их было много), набросок размером в
натуральную величину приходилось переделывать. После утверждения
макета нужно было сплести все части и сшить между собой. На
производство ушло примерно полтора года. Из Санкт-Петербурга Елена
вернулась — и стала вести кружок в местной библиотеке. На данный
момент кружевница в декретном отпуске, но у нее уже есть планы на
будущее — как минимум освоить графические программы, чтобы больше
не рисовать макеты от руки. Это сильно ускорит работу.
Дипломная работа Елены Беловой
Работу выполнила Елена Белова. Автор рисунка: Галина Котова. Фото: Талиб Шиллаев
Этот материал полностью заимствован:
Даша Масленникова
Источник:
https://www.vogue.ru/fashion/russkie-promysly-balahninskoe-kruzhevo
|
</> |