Самое смешное кино совсем не смешной эпохи...
amarok_man — 18.01.2023
Теги: Бычков
Хаапасало
«Особенности национальной охоты» Рогожкина – самое смешное кино
совсем не смешной эпохи. Дефолт, «черные понедельники», война в
Чечне – после всех этих событий люди 1990-х совсем разучились
улыбаться. Именно в это время режиссеру Александру Рогожкину
захотелось сделать фильм о том, как отвлекаются от всех жизненных
сложностей простые люди. Картина очень скоро стала легендой и
породила о себе множество слухов. Какие из них правдивы, а какие –
нет?
Режиссер Александр Рогожкин сразу предупредил своих артистов,
что снимает не комедию.
«Надо учиться перед съемками владеть лодкой, прыгать со скалы,
забираться на дерево, общаться с медведем», – рассказывает актер
Александр Стругачев.
«Рогожкин был очень долго злой на нас, потому что мы испортили
хорошее кино», – вспоминает артист Вилли Хаапасало.
По числу непредвиденных ситуаций и несчастных случаев на
площадке «Особенности национальной охоты» – это скорее веселый
фильм ужасов.
«Несчастье ходило рядом: один чуть не утонул, другой сломал
ребро», – поясняет актер Виктор Бычков.
Пить нужно меньше – скажут трезвенники. Ведь и не пили почти.
Разве что грелись после съемок – иначе не выдержали бы.
«Помню, прибежал после двух дублей на озере, налил себе в
тазик горячей воды, потому что было очень холодно», – рассказывает
народный артист России Алексей Булдаков.
«У меня был второй режиссер, когда на 2 или 3 день около
магазина остановились, он ко мне подошел и говорит: «Взяли 56
бутылок», – дополняет режиссер картины Александр Рогожкин.
«Особенности национальной охоты». Главное-процесс
Сценарий под названием «Особенности национальной охоты»
Рогожкин написал после того, как сам съездил с приятелями на охоту.
Как новичок он был впечатлен не меньше финского парня Райва – героя
своего будущего фильма.
«Честно говоря, если бы я написал все, что происходит в реале
на охоте, то меня бы просто затоптали ногами и сказали бы, что я
издеваюсь над российским народом, над охотниками, рыболовами», –
говорит Рогожкин.
Финский паренек ждет от охоты что-то незаурядное. Только никак
не может попасть на одну волну со своими новыми друзьями. Впрочем,
в нашем кино он такой не первый.
Основная часть съемок сериала «Особенности национальной охоты»
проходила в лесах ленинградской области на границе с Карелией.
Экспедиция расположилась в бывшем пионерском лагере. Хватило места
и группу расселить, и построить декорации егерской усадьбы, где
хозяйничает чудаковатый Кузьмич.
«Я конкретного Кузьмича не играл. Я играл свои ощущения и
доверенный материал Рогожкиным», – отмечает актер театра и кино
Виктор Бычков.
Японский сад камней, где герой Виктора Бычкова так любит
медитировать, выглядел удачной находкой, парадоксальной и ни на что
не похожей, и только потом выяснилось, что и каменный сад, и
медитирующий егерь существуют на самом деле.
«Мы с Виктором стояли около Выборгского замка на закрытии
фестиваля «Окно в Европу» и вдруг к нам подошла пара, они
спрашивают: «А образ Кузьмича вы написали с такого-то?» Я говорю:
«Почему? Нет! Я его не знаю». Парень говорит: «Он в нашем районе
живет, у него сад камней, он егерь, вы же с него написали? Только
он без бороды, а этот с бородой», – рассказывает Рогожкин.
Артист Виктор Бычков бороду тоже никогда не носил. Он отрастил
ее специально для съемок у Рогожкина. Перестал бриться сразу, как
получил предложение сниматься и через полтора месяца стал выглядеть
так, как нужно было для роли.
Финн Вилле Хаапасало, сыгравший Райва, в отличие от своего
героя говорил по-русски. Он был студентом Петербургской Академии
сценических искусств, но поначалу молодой актер чувствовал себя на
съемках не в своей тарелке.
«Я очень четко разговаривал. Помню, Леша подошел ко мне и
говорит: «Слушай, ты никогда в жизни не озвучишь это. Делай меньше
акцента». И это правда. Если бы я так играл весь фильм, как начал,
то я бы никогда не озвучил фильм. Это сто процентов», – говорит
Вилле Хаапасало.
Роль Булдакова
У самого Булдакова в кино было две роли: в грезах Райва – он
вальяжный аристократ Алексей Иванович. Охотничьего азарта в нем
ноль. Зато как красиво он выпивает и закусывает. Михалыч делает это
ничуть не хуже. Главное – без лишних слов.
Немногословного генерала Александр Рогожкин написал специально
для Булдакова. И персонаж даже поначалу носил его фамилию. Ну, а
чем она не генеральская? Птичья фамилия Иволгин по аналогии с
фамилией знаменитого генерала Александра Лебедя появится позже, но
то, что генерал Лебедь служил прообразом Михалыча, зрителям 90-х
объяснять было не нужно.
«Лебедь в то время уже состоялся, как политик, как генерал. Я
стал за ним наблюдать, как говорит, как смеется и, слава богу, я не
ошибся в своем ощущении и видении его», – рассказывает Алексей
Булдаков.
Когда Булдаков и Лебедь познакомились, генерал пожаловался
артисту, как устал от сравнения с Михалычем. Он сам кино еще не
смотрел.
«Пошел, купил кассету. Пришел домой, поставил. Знаешь,
Алексей, я в одном месте чуть не расплакался, настолько похож», –
вспоминает Булдаков.
И все-таки Михалыч не пародия на Лебедя, а персонаж
собирательный. Этот образ Рогожкин и Булдаков придумывали вместе. В
какой-то момент появилась кубинская сигара – деталь, которая в
скором времени приобрела образный вес, как символ генеральской
невозмутимости.
В одной из сцен уже следующего фильма «Особенности
национальной рыбалки» генерал должен был нырнуть в озеро и
вынырнуть с дымящейся сигарой. Долго думали, как это сделать
технически. Реквизиторы обмотали Булдакова водонепроницаемыми
трубочками из которых должен появляться сигарный дым. Плавать, а
тем более нырять, в этом костюме было невозможно. И тут Булдаков
предложил свое решение.
«Снимайте свое хозяйство с меня. А есть футляры металлические,
в которых находятся сигары. Я взял футляр, засунул туда свой
огарочек, взял в губы. В кадре я буквально на секунду выныриваю
затылком, меняю футляр и все», – рассказывает о хитрости
актер.
Реальные персонажи
Кроме Михалыча, были в «Охоте» и реальные персонажи, имеющие
прототип. Например, вечно попадающий в нелепые ситуации Сергей
Олегович Савенко. Когда Савенко впервые появляется в фильме, он
жует лимон – намек на еще одну популярную фигуру 90-х – писателя
Эдуарда Лимонова. Настоящая фамилия, которого как раз Савенко.
Правда, артист Сергей Русскин долго не мог допытаться у режиссера,
кого он играет.
«Он сначала говорил, что это мелкий предприниматель, а потом
этот персонаж персонифицировался и превратился в писателя
эротических романов», – поясняет Русскин.
В роли Левы Соловейчика – сотрудника уголовного розыска –
Рогожкин хотел снимать Александра Лыкова. Лыков был занят и роль
досталась Семену Стругачеву из-за внушительного носа. А что
касается характера, Стругачев уверяет, что играл своего
брата.
«Мой брат тоже был полковник в отставке, начальник уголовного
розыска. Когда я сыграл в этой картине, и брат узнал, что я его
играл, он обиделся», – говорит Семен Стругачев.
Стругачева Рогожкин взял без всяких проб, но в первый день
съемок именно из-за Семена остановил работу.
«Я так наигрывал, как в театре. Посмотрел Рогожкин на все это
и сказал: «Нет, Семен, так играть нельзя, я пойду, проявлю пленку,
вот и посмотришь, что ты сделал в кадре». Я посмотрел на это все,
ужаснулся и сказал: «Да, так в кино играть нельзя», – вспоминает
актер.
Почему же на съемках Рогожкин не уставал повторять, что
снимает серьезное кино? Потому что, если на площадке смеются, то
комедия вряд ли получится. Это как с выпивкой – нетрезвый артист
никогда не сможет сыграть убедительно пьяного человека.
«Если ты выпил, тебе кажется, что ты играешь хорошо. На самом
деле это кажется только одному тебе. Оператору и камере это не
кажется. Камера глубоко трезвое существо. Она не любит пьяных«, –
говорит Русскин.
Вечерних посиделок после съемочных смен артистам никто не
запрещал. Кстати, на одном из таких застолий выяснилось, что Вилли
Хаапасало хорошо поет. Булдаков с Бычковым тут же придумали эпизод
с финской народной песней. Режиссер затею одобрил.
Экстрим в кино
И все-таки в фильме об охоте должен был появиться какой-нибудь
зверь. Изначально планировалось, что это будет дикий кабан.
Режиссеру объяснили, что дрессировке кабаны не поддаются. Тогда
Рогожкин заменил его на медведя. Хотели снимать взрослого
двухлетнего мишку и опять знающие люди отговорили. Зверь в таком
возрасте – опасный, поэтому взяли маленького.
«Хоть и маленький, но одному из наших ребят отгрыз фалангу
пальца и даже не заметил», – рассказывает народный артист России
Семен Стругачев.
В эпизоде, где все охотничьи братья фотографируются с спящим
медведем, Семен Стругачев тоже пострадал. Медвежонок цапнул актера
прямо в кадре. Кстати, мишка в это эпизоде был не сонным, а пьяным.
Вместо укола снотворного перед съемкой дали медведю хорошо
выпить.
«Он выпил два тазика водки. Вылакал, но не уснул. Понадобилось
еще немного. Они прекрасно пьют спиртное», – говорит второй
режиссер фильма Александр Васильев.
До кондиции медведя доводили дорогим коньяком, который нашелся
в багажнике у директора картины. А что делать? Вокруг не было ни
одного магазина.
В сцене, когда артисты бежали от медведя через высокую траву,
Алексей Булдаков сломал ребро. В зарослях оказался огромный валун,
который никто не заметил.
«И он со всего маху ударился об этот камень, но текст
договорил, а потом с ним стало плохо», – вспоминает Рогожкин.
На лице Булдакова тогда не дрогнул ни один мускул и это не
единственный пример его героической невозмутимости. Актер прыгал в
ледяное озеро, погреться в бане было нельзя. Если затопить печку у
камеры запотеет объектив. Так что распаренные тела и лица в кадре –
это всего лишь иллюзия.
«Мы обмазывались жиром, чтобы как бы быть потными, а баня была
холодная. Мы там не грелись, а сидели и терпели. Потом надо было
бежать и прыгать в холодную воду. Это ужасно, было несколько
дублей. Это целый день съемок на морозе», – рассказывает Семен
Стругачев.
Все сидели в тулупах, а мы сидели голыми. Там тазиками
прикрывали свои места, но в какой-то момент один из ребят сказал,
что среди нас одна женщина. И вдруг ассистент режиссера говорит:
«Между прочим, это моя работа», – дополняет Сергей Русскин.
К женщинам охотники тоже поедут. Ну, а как же при полном
параде и с мигалкой. В фильме это единственный эпизод, в котором
артисты были подшофе. Съемка была не запланированной. К актерам
пришли поздним вечером, когда они уже с чистой совестью
отдыхали.
«Сняли стресс и в это время к нам прибегают и говорят, что нам
дали милицейскую машину, но на один день, и мы вот сейчас должны
снять проезды», – рассказывает Бычков.
Две девушки доярки, к которым так спешили охотники – весь
женский состав фильма. Одну русскую красавицу сыграла актриса Зоя
Буряк, а другую финская актриса Сара Хаапасало – жена Вилли.
«Она в принципе все нормально восприняла, если бы не этот
тошнотворный запах во во время съемок. Мы были в настоящем
коровнике. И когда она туда попала, ее начало тошнить. Она
периодически выходила из помещения», – говорит Зоя Буряк.
Задачу Рогожкин актрисам подробно не стал разъяснять. Разрешил
девушкам импровизировать. Все, что хотелось режиссеру, чтобы в
русских доярках чувствовалась страсть.
«Он показал нам что-то типа Фламенко, но понятно, что мы не те
персонажи, которые будут его танцевать. Станцевали то, что могли,
то, что пришло в голову прямо на площадке», – рассказывает
Буряк.
Обычно Александр Рогожкин не поощряет импровизацию. Он из тех
режиссеров, которые придерживаются сценария и текста. Что бы с
тобой ни происходило в кадре, будь добр произнеси все, что написано
в сценарии.
«Когда меня скинули с причала, выяснилось, что мой плащ
набирает 200 кг веса. Вода залилась, 200 кг на человеке и я быстро
рассказал весь текст. Рогожкин меня спрашивает: «Саша почему так
быстро сказал?» – «Саша я тону», – вспоминает процесс съемок
Бычков
Тонули в этом фильме чуть ли не все актеры. Сергей Русскин
побывал в такой же ситуации, как и Семен Стругачев, который
перевернулся на моторной лодке. Его об воду ударило с такой силой,
что у актера слетел сапог.
«И что думает актер, когда тонет. Он думает, что будет играть
весь фильм в одном сапоге, потому что запасных у нас точно нет, и
он (Стругачев) нырнул за ним и достал его», – рассказывает
Хаапасало.
Но проблемы съемочной группы ни идут ни в какое сравнение с
тем, что пришлось пережить бедной корове, которую затащили в
бомбардировщик. Художники-постановщики от всей этой затеи пришли в
ужас.
«Все снято, остался один кадр. Корова стоит
раскорячившись.Ту-22М3 – стратегический бомбардировщик. Вот
туда ее нужно было поднять на тросах. Художники расплакались», –
вспоминает второй режиссер картины.
За новоявленным фильмом Александра Рогожкина тоже охотились.
После фестивального показа на «Кинотавре» картину украли пираты, но
не зря в народе говорят: нет худа без добра. Видеокассеты с копиями
разошлись по стране за считанные дни. В то время, когда в России
закрывались одни за другими кинотеатры, зажглись новые звезды
кино.
«Тогда это попало в сердце русского человека, потому что это
кино про него. Конечно, это культовая кинокартина, а мы культовые
артисты, культовые персонажи», – говорит Бычков.
Эти культовые персонажи из комедии «Особенности национальной
охоты» встретились еще в четырех картинах и нисколько не надоели
зрителям. Им всегда рады, как хорошему знакомому.
https://mir24.tv/articles/16355436/osobennosti-nacionalnoi-ohoty-ekstrim-na-semkah