Смоленск. Художественная галерея

топ 100 блогов mycruises — 28.03.2024 Теги: Мадонна Смоленск. Художественная галерея

Здание галереи – памятник гражданской архитектуры XIX века, бывшее Александровское реальное училище. Открылось 1 июля 1877 года. Это великолепно выстроенное трехэтажное здание, обладающее дворцовой представительностью, по праву считается одним из самых красивых в Смоленске. Оно роскошно не только снаружи, но и изнутри: до наших дней сохранилась трехмаршевая парадная лестница с ажурными чугунными ступенями.

Смоленск. Художественная галерея 01.jpg

Я уже писала, что после 1917 года в разное время здесь располагались различные организации. А в мае 2011 года свои двери для посетителей открыла разместившаяся здесь Художественная галерея.

А теперь пойдём бродить по залам. Эта запись не станет для вас путеводителем по музею. Мы увидим с вами лишь малую толику большой коллекции. Моя задача поделиться субъективными впечатлениями от понравившихся экспонатов.

Смоленск. Художественная галерея 02.jpg

Древнерусское искусство
Экспозиция Художественной галереи обширна и разнообразна по своему составу. Значительным разделом является коллекция древнерусского искусства княгини М.К.Тенишевой, представленная иконами XV – XIX веков.
Икона существовала в России как единственная форма станковой живописи вплоть до XVIII века. Живописная культура всего христианского мира строилась на традициях византийской школы, но на русской почве византийский канон претерпел такие изменения, которые отличают творения древнерусских мастеров.

Спас на престоле, нач. XVI в.

Смоленск. Художественная галерея 03.jpg

Существовало несколько иконописных школ со своими особенностями колорита, построением композиции, излюбленными сюжетами. В каждой из этих икон прослеживаются черты принадлежности к разным художественным центрам.

Богоматерь Одигитрия Смоленская, нач. XVII в.

Смоленск. Художественная галерея 04.jpg

Святыней Смоленска, своеобразным символом города является икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская», датированная началом XVII века и представляющая собой один из списков со знаменитой византийской иконы «Богоматерь Одигитрия». Древнее сказание о появлении этого списка на Руси говорит, что этой иконой Византийский император Константин благословил свою дочь Анну на брак с Черниговским князем Всеволодом. После того, как икона досталась по наследству Владимиру Мономаху, он поставил ее в специально выстроенном в 1101 году Смоленском Успенском соборе. С тех пор святыню стали именовать Смоленской. Одигитрия в переводе с греческого означает «путеводительница». Она указывает путь духовного возрождения человека. Богоматерь изображена с Божественным Сыном на руках. В ее глазах и любовь, и страдание, и глубокое смирение перед неизбежностью грядущей судьбы Сына. Младенец держит в левой руке свиток, знак учения, а правой – благословляет.

Чудо о Флоре и Лавре, XVI в.

Смоленск. Художественная галерея 05.jpg

Сильно влияние народного искусства в иконе «Чудо о Флоре и Лавре». По мнению ряда исследователей, данная иконография – архангел Михаил вручает братьям Флору и Лавру поводья коней, оседланных для битвы – бытовала только на Руси, особенно в этом регионе. В иконе нашли воплощение лучшие черты новгородского классического искусства – четкий рисунок, контрастные цвета, яркая праздничная палитра.

Огненное восхождение пророка Илии, кон XVI - нач. XVII вв.

Смоленск. Художественная галерея 06.jpg

Ряд представленных икон можно определить понятием «северные письма». Этот термин объединяет своеобразное по стилю искусство иконописи различных художественных центров и областей Севера. Так, Обонежье представляет редкая икона «Огненное восхождение пророка Илии», сюжет которой навеян библейскими текстами о ветхозаветном пророке Илье.

Дмитрий Солунский, XVII в.

Смоленск. Художественная галерея 07.jpg

В числе уникальных экспонатов, ранее находившихся в коллекции Марии Клавдиевны Тенишевой, - иконы «Дмитрий Солунский», «Георгий Победоносец» и «Никита Воин». Образы святых воинов считались покровителями князей и ратных людей, поэтому их изображения нашли широкое распространение в русской иконописи.

Богоматерь Федоровская, 1703 г.

Смоленск. Художественная галерея 08.jpg

Русский религиозный философ отец Павел Флоренский писал: «Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый мир. Вражде и ненависти, царящим в этом мире, противопоставлялась любовь, царящая в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе».

Русская живопись
Основу музейной коллекции русской живописи XVIII – XIX веков составляют произведения, поступившие в 1920-30-е годы из национализированных поместий Смоленской губернии, а также фондов Государственной Третьяковской галереи, Румянцевского музея и Цветковской галереи.

Семейный портрет Щокотовых, 1844 г.

Смоленск. Художественная галерея 09.jpg

Особое место в экспозиции занимают портреты провинциальных художников. Представители дворянства, чиновничества, купечества небольших провинциальных городов не в состоянии были приглашать именитых живописцев, поэтому часто довольствовались услугами талантливых крепостных и мастеров-самоучек, не прошедших академической школы. Воспитанные на народных традициях, знакомые с иконописной техникой провинциальные мастера, следуя моде и требованиям заказчика, создавали самобытные произведения.

Мальчик с игрушкой, 1-я пол. XIX в.

Смоленск. Художественная галерея 10.jpg

Экспозиция зала включает произведения различных художественных направлений. Гордость собрания – произведения В.А.Тропинина, И.К.Айвазовского, А.И.Куинджи, В.А.Серова, И.Е.Репина, К.А.Коровина, А.Н.Бенуа, Л.С.Поповой и других мастеров русского искусства.

Зимний обоз в пути, 1857 г., И. К. Айвазовский

Смоленск. Художественная галерея 11.jpg

Совершенно не характерный для мариниста Айвазовского сухопутный пейзаж «Зимний обоз в пути», вошедший в живописную серию «Богатства России», из коллекции княгини Марии Клавдиевны Тенишевой. Успех картины на парижской выставке принёс её автору французский орден Почётного Легиона.

Фрагмент картины

Смоленск. Художественная галерея 12.jpg

Смоленск. Художественная галерея 13.jpg

Лисичка. Портрет Поли, 1904-1907 гг., Анна Семёновна Голубкина

Смоленск. Художественная галерея 14.jpg

Портрет М.К. Тенишевой, 1896 г., И.Е. Репин

Смоленск. Художественная галерея 15.jpg

Демократическое обновление русского общества в 1860-1870-х годах затрагивает и портретную живопись. Человек, изображенный во всей своей психологической сложности, оценивается еще и по его роли в обществе. Выполненный Ильей Ефимовичем Репиным портрет Марии Клавдиевны Тенишевой, отличается яркой убедительностью внешней характеристики модели. На талант княгини – певицы и музыканта – в портрете указывают ноты в ее руке. Княгиня изображена в энергичном повороте, со взглядом, устремленным на зрителя.

Портрет М.К. Тенишевой, 1898 г., В.А. Серов

Смоленск. Художественная галерея 16.jpg

Валентину Александровичу Серову удается дать лаконичную психологическую характеристику модели, подчеркнув неоднозначность богато одаренной артистической натуры княгини.

Портрет М.К. Тенишевой, 1899 г., К.А. Коровин

Смоленск. Художественная галерея 17.jpg

В восьмидесятые годы XIX века в жизнь вступило поколение живописцев, желающих не только отображать существующую действительность, но и преподносить ее в смелой, неожиданной форме, показать видимое через свое восприятие.
Портрет Марии Клавдиевны Тенишевой написан Константином Коровиным в манере, свойственной французским импрессионистам. Это скорее впечатление от натуры, а не портрет в привычном понимании. В облике Тенишевой – настроение летнего дня, прозрачность воздуха, сочность зелени.

В начале ХХ века художественная жизнь в России решительно переменилась. В искусстве начинают зарождаться новые тенденции, появляются новые творческие объединения, противопоставившие себя всем существующим на тот момент. На сцену столетия выходит русский авангард.

Волейбол, 1920 г., М.Л. Гуревич

Смоленск. Художественная галерея 18.jpg

«Игра в волейбол» картина шестнадцатилетнего художника. Яркое, живое, сочное полотно.
Под этой картиной я хочу рассказать историю одного художника, одного «скромного художника», как он сам когда-то назвался, подписал так свою короткую автобиографию. Михаил Гуревич родился 31 марта 1904 г. в Смоленске. Отец его умер рано. И спустя несколько лет, в 1913 г., девятилетний Миша вместе с матерью и сестрой переезжает в Тифлис к родственникам матери. Именно в Грузии в школьные годы он начинает увлекаться рисованием, изображая на рисунках подростковые впечатления от Октябрьской революции 1917 г. и иностранной интервенции в годы Гражданской войны на Кавказе. После некоторых исканий в 1925 г. Михаил Гуревич становится студентом керамического факультета ВХУТЕМАСа. Позже находит себя в живописной мастерской художника Давида Штеренберга — одного из ключевых представителей русской авангардной живописи первой трети XX в. 1930-е гг. — время активной деятельности и расцвета Гуревича как художника. В годы Великой Отечественной войны Михаил Гуревич добровольцем вступает в ряды Красной армии. А в 1943 г. судьба возвращает Михаила Гуревича на родную Смоленщину, где весь его взвод погибает в бою у деревни Тарасово Духовщинского района.

Кастрюли, 1930 г., О.С. Малютина

Смоленск. Художественная галерея 19.jpg

Старатели пишут письмо творцу конституции И.В. Сталину, 1936 г., В.Н. Яковлев

Смоленск. Художественная галерея 20.jpg

В творчестве Василия Николаевича Яковлева большое место занимают сюжетные композиции, в которых он стремился соединить «стиль старых мастеров» с программой соцреализма. Актуальность темы картины «Старатели пишут письмо творцу Конституции И. В. Сталину», написанной в 1936 году, обусловлена не только откликом художника на принятие новой Конституции СССР, но и выбором в качестве главных героев старателей. В те годы государство стало видеть в них действенную силу как в выходе из сложившейся к концу 1925 года кризисной экономической ситуации, так и в дальнейшем развитии золотодобывающей отрасли.
Именно старатели, тысяч мужчин и женщин разных национальностей к 1940-му году обеспечивали стране почти половину от общей добычи золота.

Воспоминания о художниках древней Руси (Голгофа), 1978 г., Иван Тарасович Сандырев

Смоленск. Художественная галерея 21.jpg

Талантливый художник из Сергиева Посада (1932 -2002 гг.), переосмысляющий в своем творчестве иконописную стилистику. Его творческий мир вобрал в себя земное и небесное, преходящее и вечное.

Натюрморт с иконой, 1978 г., Гелий Михайлович Коржев

Смоленск. Художественная галерея 22.jpg

                                                      ___________________________________

О других залах музея. На основе усадебных собраний сформировалась обширная коллекция произведений западноевропейских художников, в числе которой примеры итальянской, нидерландской, фламандской, голландской живописи периода расцвета.
Представление об искусстве Возрождения дает ряд произведений живописи XV-XVI веков.

Искусство Италии
Портрет ювелира, кон. XV - XVI в., Маттео Бальдуччио да Сиена

Смоленск. Художественная галерея 23.jpg

Гении Возрождения стремились к уравновешенной гармонии, ставшей со временем идеалом итальянской классики. Ренессанс пронизан верой в творческие силы человека, в разумное устройство мироздания. Черты ренессансного понимания мира и человека определяют «Портрет ювелира».

Мадонна, Алессо Бальдовинетти, Флорентийская шк. (1425-1499 гг.)

Смоленск. Художественная галерея 24.jpg

Религиозная тема занимала ведущее место в итальянском искусстве XVI-XVII веков. Новозаветные сцены в изображении Лодовико Карраччи, Симоне Кантарини, Гвидо Рени полны внутренней сосредоточенности и тихого лиризма. Экспозиция дает представление о разнообразии школ: венецианской, флорентийской, неаполитанской, римской, сиенской. Каждая отличалась своим отношением к колориту, светотеневой моделировке и проблемам перспективы.

Натюрморт с мандолиной и фруктами, 1714 г., Ит. художник

Смоленск. Художественная галерея 25.jpg

В XVII веке в итальянской живописи стал складываться стиль барокко. На смену ренессансному чувству меры и ясности приходит искусство, построенное на контрастах, асимметрии, перегруженности декоративными мотивами.

Коллекция испанской живописи. Искусство Испании XVII века

Смоленск. Художественная галерея 26.jpg

Нидерландское искусство
На рубеже XV-XVI веков возрожденческая культура преодолела национальные границы Италии, и Ренессанс стал более широким понятием. Представление об искусстве Северного Возрождения дает ряд произведений нидерландской живописи XV-XVI веков.

Мадонна с младенцем и св. Анной, Ян Госсарт (Мабюзе) 1478-1532 гг..

Смоленск. Художественная галерея 27.jpg

В XV веке сюжет со св. Анной обрёл пик популярности, а век спустя в Северной Европе уже сходит на нет. Рассматриваемые образы Марии и Анны имеют равное значение в композиции. Идейным и композиционным центром является жест руки Анны, протягивающей её к Младенцу. Внимание зрителя сосредотачивается на взаимодествии персонажей. Ян Госсарт обычно писал своих Мадонн в итальянизирующих или готических архитектурных декорациях, эта картина не исключение.
Соединяя позднеготические традиции Севера с элементами итальянского Ренессанса, такие мастера нидерландской школы, как Ян Госсарт и его ученики, подготавливали почву для голландского и фламандского барочного искусства XVII века.

Мадонна с младенцем, Нидерландский худ. конца XV в.

Смоленск. Художественная галерея 28.jpg

Небольшая по размерам работа «Мадонна с младенцем» мастера школы Мемлинга конца XV века проникнута ясным гармоничным духом Возрождения, при этом одухотворенный облик Мадонны имеет черты земной женщины. Руку северного художника выдает трогательная привязанность к миру вещей: остроконечные крыши дома, фигурка крестьянина, листва на деревьях – все выписано максимально конкретно. Для нидерландцев тема Марии и Младенца также важна, как и для итальянцев, но образ Богоматери на картинах неизвестных художников Северного Возрождения носит менее отвлеченный характер.

Св. Иероним в келье, XVI в.

Смоленск. Художественная галерея 29.jpg

В нидерландской живописи XVI века сохранялся символизм мышления, идущий от готики и средневековой культуры. Так, символикой проникнут каждый предмет в работе «Святой Иероним в келье». Лицо святого, каждая деталь композиции напоминает о бренности бытия: череп и погасшая свеча на столе, часы, ножницы... Иероним – один из самым популярных Отцов Церкви, покровитель ученых и студентов, образованнейший человек своего времени, сумевший перевести Святое Писание на латинский язык.
Художники Северного Возрождения переносят религиозную картину в реальный, привычный для человека XVI века мир. Это может быть интерьер комнаты, как в изображении Яна Госсарта, или городской пейзаж, как в алтарных створках работы неизвестного художника.

Искусство Голландии логично выросло в искусстве Нидерландов XV-XVI веков, когда они были единым государством. С XVII века прошло государственное и художественное разграничение, что побудило формирование двух национальных художественных школ, единых по происхождению, но разных по признакам: фламандская и голландская. В этой небольшой стране искусство обрело прочную реалистическую основу.

Женский портрет, Михель Ван Миревельт 1567-1641 гг.

Смоленск. Художественная галерея 30.jpg

Господствующими жанрами становятся портрет, пейзаж, натюрморт и бытовая картина. В число наиболее талантливых портретистов первой половины XVII века входил Михель ван Миревельт. Художник основал огромную мастерскую и школу портретной живописи в Дельфте, где работал со своими сыновьями и многочисленными учениками. Результатом совместной работы стал «Женский портрет», в котором сам Миревельт писал скорее всего лицо и руки, а ученики – одежду, аксессуары и фон.

Мужской портрет, Николас Элиас (прозванный Пикеной) 1591-1655 гг..

Смоленск. Художественная галерея 31.jpg

Главным заказчиком и ценителем искусства стал бюргер, для которого важнее всего были «правда жизни» и добротность исполнения.
Для представителя вчерашнего угнетенного сословия важным качеством заказного портрета должен был быть отчетливо читающийся деловой характер. Здесь он прослеживается, в том числе и в цепкой хватке руки, сжимающей лимон. Традиционно, предмет в руках портретируемого может указывать на род его занятий. Лимоны – заморские фрукты, торговля которыми в XVII веке была весьма прибыльным делом. Вероятнее всего, модель Пикеноя – голландский купец, торгующий лимонами.

Святой Иоанн Богослов, 1630-е г., Якоб Адрианс Баккер

Смоленск. Художественная галерея 32.jpg

Фрагмент картины. Полотно поразило призрачностью второго плана.
Из темноты, левее апостола, еле заметно, выступает человеческая фигура.

Смоленск. Художественная галерея 33.jpg

За спиной, так же из темноты выступант символ апостола - орёл

Смоленск. Художественная галерея 34.jpg

В силу конфессиональной принадлежности религиозный жанр в Голландии был менее популярным. Но в творчестве живописцев, испытавших влияние Рембрандта, религиозные сюжеты оставались ведущими темами, как, к примеру, в монументальном полотне с изображением Иоанна Богослова, которое мы только что посмотрели.

Немецкое искусство
Встреча Иакова с Лаваном, 1677 г., Иоганн Генрих Рос

Смоленск. Художественная галерея 35.jpg

Смоленск. Художественная галерея 36.jpg

Смоленск. Художественная галерея 37.jpg

Экспозиция дает представление лишь об отдельных сторонах развития немецкой живописи. Немецкие художники XVII века, находясь под влиянием искусства итальянизирующих голландцев, писали картины, в которых анималистические сцены близко соприкасаются с пейзажным и бытовым жанром. Таковы произведения Иоганна Генриха Роса.

Отцелюбие Римлянки, Иоганн Карл Лот (1632-1698 гг.)

Смоленск. Художественная галерея 38.jpg

Немецкий художник. Родиля в Мюнхене. С 1650 г. жил в Венеции, но побывал во многих других итальянских городах. Большое воздействие на него оказал Джованни Баттиста Лангетти.
«Отцелюбие римлянки», «Цимон и Перо» — сюжет из древнеримской истории. Валерий Максим, древнеримский писатель рассказывает о человеке по имени Цимон (Cimon) — старике, который ожидал казни в тюрьме и поэтому был оставлен умирать от голода. Тюремщик разрешил его дочери Перо (Pero) навестить отца, и из сострадания она накормила его своим молоком. Это так впечатлило официальных лиц, что старика помиловали.
В Риме эта история считалась примером дочерней почтительности и римской чести. Также она имела параллели с этрусским мифом о кормлении Юноной Геркулеса. В живописи эта тема привлекала чаще всего художников XVI—XVIII веков Италии и Нидерландов. К этой теме также прибегнул немецкий художник Иоганн Карл Лот.
Надо сказать, что в эпоху барокко этот сюжет одновременно становился ещё и аллегорией юности и старости, причем с подчеркиванием сексуального момента. В неоклассицизме XVIII века эта тема вернулась в традиционные рамки, трактуется как моральный пример дочерней любви — как и предполагалось изначально.

Натюрморт с петухом и фруктами, нем. худ. XVII в.

Смоленск. Художественная галерея 39.jpg

В первую очередь нам известны голландские и фламандские натюрморты. А произведения немецкой школы часто остаются в тени или вообще незамеченными. В голландских натюрмортах, которые мы так любим, всегда есть безусловная гастрономическая привлекательность тех предметов, той снеди, которую художник изображает. А теперь присмотримся к дичи и другим яствам немецкого художника. Мало привлекательности, не правда ли? Даже я бы сказала, есть что-то отталкивающее в этих бесстыдно развалившихся трофеях с птицефермы и сада-огорода. Но мы с вами хорошо знаем, что художники никогда не изображали предметы ради самих предметов. Каждый натюрморт - это зашифрованное послание. В данном жанре большую роль играет символика. Так может быть автор полотна хочет напомнить об умеренности - одной из добродетелей христианского мира, предупредить о том, что не надо предаваться чревоугодию?

Основа текста сформирована на информационной базе музея. На этом повествование своё заканчиваю, хотя об экспонатах художественной галереи можно было бы ещё долго рассказывать. Смоленский музей обладает обширной коллекцией, которой могли бы позавидовать даже некоторые столичные музеи.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Черный рэпер с кличкой белой собачки отменил-таки свой концерт в Ереване. Вся прогрессивная армянская общественность в шоке и винит Россию. Ни карабаха, ни концерта. Сначала намечали аресты, потом — гуляния. Потом решили объединить. Потом объединенное отменили. Веселится и ...
Есть у не очень здоровых людей такое свойство – наделять других своими фобиями и проблемами. Этакая психологическая проекция, когда собственный страх воспринимается как созданный извне, присущий кому-то другому. Вот, скажем, очевидное: нелепая опереточная фигурка в зелёной засаленной ...
Девушки, а какими цветами вы красите ногти в межсезонье? Вот в Москве через пару-тройку дней ожидается 18-20 градусов, пойдут дожди. Вроде и не осень еще, тепло, листья не желтые, одежда летняя. Но коралловыми, желтыми, бирюзовыми оттенками как-то ...
Такое развитие событий стимулирует качественный прогресс страхового маркетинга в России, к сожалению, в ущерб количественному прогрессу. Добровольное страхование сельскохозяйственных культур (94). Этот вопрос нас тоже волнует. Меня попросили ...
* * * На овце в морской круиз уплываю - На лугах пасти фрегаты не буду, Баю-баюшки, - пою, - баю, баю, - Напеваю сам себе почему-то... А водою на коре, на сосновой Пропитался мох белёсый как губка, Мокрый мшистый лес застыл наготове, Ожидает что-то он многорукий - ...