Сны и глюки в кино и не только
hope1972 — 23.03.2013 Теги: Скорсезе А поговорить я надумала на тему фильма «Транс», а то тут претензии к нему не те в комментах сыпались. А точнее – на тему снов и глюков в кино.Со снами я одно время работала, потому что они у меня были…сюжетными. Я научилась видеть то, что называется «осознанные сновидения». Когда твое сознание оказывается внутри сна и наблюдает за происходящим. Офигительное состояние, скажу я вам. У меня даже тетрадка где-то была с записанными сюрными историями. До кучи я Фрейда читала в больших количествах – его настоящие работы, а не всякую попсу на тему. И общепринятое понимание, что Фрейд писал только о сексе – это хрень собачья. Механизм работы сна у него отлично разложен, и после прочтения его работ вы никогда не будете заглядывать в сонники, чтобы расшифровать свой сон. Потому что ассоциативные связи между событиями, понятиями или предметами, которые создает ваш мозг, сугубо индивидуален и складывается в процессе получения жизненного опыта. Контролировать создание связей вы не можете, но можете попытаться понять, почему эта связь возникла.
Ну не суть. Просто при взгляде на картины Сальвадора Дали я точно знаю, какая ему приснилась (а он тоже работал с осознанными сновидениями), а какую он высосал из пальца, применяя методики Фрейда, будучи в здравом уме и трезвой памяти. Подтверждения своих догадок я потом нашла в дневниках Дали. Вот "Сон Христофора Колумба" - точно приснился.
На самом деле я хотела бы выделить несколько фильмов, в которых, на мой взгляд, отлично передана атмосфера сна или глюка.
Реальность во сне – штука тягучая и липкая. Чаще всего, вы не можете двигаться в нем быстрее, чем двигаетесь. Все попытки ускориться оканчиваются неудачей. При этом остальные участники событий почему-то двигаются нормально. Кроме того, наблюдаются спонтанные изменения реальности. Поэтому события типа «Вот я держу скатанную в рулон газетку…. Неожиданно рулон газеты оказывается пистолетом и начинает стрелять» воспринимаются спящим мозгом естественно и без удивления. Иногда никаких трансформаций не наблюдается, просто мы видим себя или знакомых людей в неожиданном месте, делающими нечто совершенно обычное. Просто, почему именно это место, почему именно эти люди именно в этот день (приснились) – не понятно.
«Кошмар на улице вязов» (оригинальный фильм Уэса Крейвена)
Каждый раз, когда героиня засыпала, я ощущала это в тот же момент. Несколько раз пересматривала, пытаясь понять, что меняется в кадре, что подсказывает мне это. Так и не могу отследить. Меняется атмосфера – мгновенно просто. Еще один фильм, где у Кейвена отлично передана атмосфера глюка – «Змей и радуга».
«Головокружение» (Альфред Хичкок) – неожиданно у Хичкока оказался наметан глаз на глюки. В других его фильмах, которые я видела, ничего подобного не наблюдается.
«Прошлым летом в Мариенбаде» - один сплошной глюк, завораживает, гипнотизирует, фиг вырвешься, пока не досмотришь. Многим не нравится, потому что ничего не понятно. Но я получаю полный кайф.
«Разговор» (Фрэнсиса Форда Копплы) – сцены во сне – офигительно завораживающие и сюрные, хотя ничего необычного с персонажем не происходит – все дело в атмосфере и окружении.
«Черный лебедь» (Дарен Аронофски) - глюки отлично показаны, как они начинаются с половины действия и заканчиваются. Ты не знаешь, как ты тут очутился или как началась эта история. Ты начало проспал, а включил сознание потому, что происходящее уж очень необычно. То есть, необычный сон будит сознание, но не до полного бодрствования, а только до момента, когда сознание начинает регистрировать происходящее (во сне!).
«Синдром Стендаля» (Дарио Арженто) – жалко, что фильм уж сильно некачественный, потому что когда героиня засыпает, тоже четко понятно.
«Женщина в красных сапожках» (Хуан Луис Бунюэль) - местами очень даже весьма. Кроме того, действие вращается вокруг картин. Обожаю тему искусства в кино. Картина снята сыном Луиса Бунюэля, преемственность очень ощущается.
«Остров проклятых» (Мартин Скорсезе) – неожиданно у реалиста Скорсезе получилось передать тягучую атмосферу сна, правда, только там, где он хотел, чтобы зритель понял, что это сон. Скорсезе – «не мой» режиссер, хотя я видела у него все, кроме «Банд Нью-Йорка», но «Остров проклятых» я нежно люблю.
«Черная луна» (Луи Маль) - неожиданно у Маля получилась отличная вещь на тему снов - вот там все именно так и происходит, если вы не просыпаетесь в самом начале :)
«Голова-ластик» (Дэвид Линч) - полностью снят по сну, приснившемуся режиссеру. Я это сразу сказала, когда фильм посмотрела. Потом в его интервью прочитала, что это так и есть. Вообще Линч зашибенно воспроизводит нужную атмосферу - факт.
«Готика» (Кен Расселл) - жалко, что эффекты нарочито устаревшие, а так - обалденная глюкавая штука.
Отлично передают тягучесть Дэвид Линч, Дэвид Кроненберг, Нил Джордан, Кен Расселл и Терри Гиллиам. Но они это используют, не погружая персонажей в сон зачастую, а просто создавая странную атмосферу на экране. Поэтому они в моем списке любимых. У них иногда происходящее в реале не менее безумно, чем могло бы быть во сне.
Офигительно показана механика работы спящего сознания в фильмах Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии» и «Андалузский пес», который снят вместе с Дали. Атмосфера - не всегда присутствует, а вот механика работы сна - да.
Что касается «Транса» Дэнни Бойла, то у него атмосферность транса получилась не везде, а вот работа гипнотизера с сознанием – отлично показана на мой непрофессиональный взгляд (спросить бы у кого!).
В этом списке нет двух картин, которые вы бы сразу назвали, как яркий пример на тему: «Начало» Кристофера Нолана и «Матрицы» тогда еще братьев Вачовски. Объясню, почему.
В «Матрице» они не в сознание переносились, а в запрограммированную реальность. И работали с глюком программы, а не индивидуального разума. Это не тот случай.
В «Начале» Нолан не создает атмосферу сна – намеренно, у него концепция такая была задумана. Кроме того, у него внутри сна практически нет нелогичностей ему присущих, потому что у него туда уходили заранее подготовленные бойцы, способные выстраивать логичную цепочку событий и манипулировать разумом спящего. Единственное, что у него показано более-менее правильно в этом смысле – это концепция «происходящее с физическим телом спящего отражается в его сне». Обожаю этот фильм, но атмосферы сна в нем нет – там есть логичное построение на уровне концепции.
Собираюсь сегодня посмотреть "Джон умирает в конце". Там вроде тоже глюки есть.
А в каких еще фильмах вам встречались хорошо показанные глюки?
|
</> |