Старая Рязань - Домонгольская Русь
sevastian_mos — 31.10.2019 Теги: Успенский В историографии и вообще в системе реконструкции есть целое направление - Домонгольская Русь, настолько сильно пролегла черта меж "теми русскими" и русскими которые получились после окончания монгольского контроля над нами. В качестве иллюстраций будут использованы в том числе кадры из фильма "Легенда о Коловрате" Ни в коем случае не спешите улыбаться и думать про фэнтези. Фильм этот намного лучше по качеству исторической реконструкции , чем "Викинг" и совсем отвратный "Скиф". "Легенда о Коловрате как бы чёрно-белая, в ней ужасно и недостоверно показаны монголы, особенно начало штурма ими города, ну а их Чингизхан вообще клоун сл сцены попсовой. Однако реконструкция города удивительно верна, очень хорошо показана одежда женщин и мужчин, люди чистые.... Какими они и были в реальной жизни, а не как в скифе или викинге.Интереснейший между делом период, буквально выдранный из нашей истории. И в том числе, конечно выдранный нашествием Монгольской империи. Оно и так то сложно восстановить, как дело было 700 лет назад, однако Англия, благодаря относительному внутреннему спокойствию, имеет здания и целые архивы из таких времён, у нас же лишь догадки, раскопки и чуток летописей. Мне вот лично интересно - как выглядел город? Как жил и чем дышали в нём люди? Миазмами или всё таки жили, как положено - белыми людьми, а не дикарями. Если почитать всяких "резких", то получается, что жили мы чуть ли не в землянках и так далее. Это совсем, совсем не так.
Для базы, стоит учесть, что русские люди издавна строили землянки, поначалу, когда ещё племенами были, они строили их у берегов рек, в лесах, как временные жилища, пока не будет сделано более вменяемое жильё. Жить в землянке годами - нереально. Она удобна, и то относительно, в зимний период. А когда приходит вода, весна и осень, то беги вон, тебя мил человек зальёт с ушами и ногами. Именно поэтому всегда охотничьи заимки - это сруб, никакой землянки. Сухой, чистый и удобный, по площади небольшой, но в самый так сказать "аккурат". Отсюда всякие домыслы про то, что Древне-Русские города состояли из грязных и покосившихся халуп, из землянок - есть глупость и ложь. А вот археология подтверждает, что наши города были очень даже чистыми, по меркам тех времён и удобными для жизни.
И именно археологи поначалу ошиблись, а после поправили - та же Старая Рязань состояла не из полу-землянок, а из классических изб, русских домов. Просто почвы в России "гуляют" и постепенно дома заметно проседают в землю. Но изначально и строились и они и жили люди именно в НАЗЕМНЫХ домах, никому не хотелось жить в воде по колено. Как бы не дивно силе было, верьте не верьте, но наиболее точную современную реконструкцию внешнего облика Старой Рязани, выполнили создатели фильма - "Легенда о Коловрате". И мне довелось на Кинопоиске и Вконтакте, читать ироничные комментарии - Да какие же это реальные дома то! Ведь не было таких, красивых и высоких! Лубок всё это!
И вот что сказать - Ну блин конечно конечно, мы лежали в земле, в гноище как свиньи и хрюкали. Именно так. :) А все эти красивые дома, плод фантазии. Однако это правда - дома были красивыми, люди порой очень нарядно одетыми.
Вводные данные.
Старая Рязань.
Площадь города - 60 гектаров.
Площадь с посадами - 75 гектаров.
Население между 1200 - 1230 - 8 тысяч человек.
Учитываем, что средняя плотность населения была как раз между 100 - 200 человек на гектар в этот период в средневековых городах. В Великом Новгороде жило 30 - 35 тысяч, в Киеве 30 - 40.
В XII в. Париж насчитывал около 25 тыс. обитателей, а такие крупнейшие города Германии, как Регенсбург,— около 25 тыс., Кельн — около 20, а Страсбург — 15 тыс. В общем если перенести и оживить гипотетически Старую Рязань в наше время, то она по пропорциям населения займёт место не ниже Екатеринбурга или Новосибирска.
Петух на крыше - это защитник и в сёлах и деревнях, его постоянно ставили поверху. Мерзотная зэковская привычка, смеяться над символом света и огня - это примитивизм, к тому же, для справки, дореволюционные воры-авторитеты, как раз расшивали свои ворота петухами, символизируя свою огненность и опасность. Вообще в нынешней России очень широко расползлись низко интеллектуальные тюремные жаргонизмы, а вот реального знания истории сильно поубавилось.
Крепостные стены, храм, дома. Раскрашенные наличники, изразцы - это более чем нормально для русских городов. Даже в Северных русских сёлах, любой уважающий себя мужик всегда украшал свой дом. А уж в городах где торговля была развита, а Старая Рязань именно такой была, люди явно не навозом свои дома украшали.
План города - три собора.
И вот реальные исторические реконструкции. город имел выверенную в старорусских традициях планировку. В нём были кварталы для ремесленников, для зажиточных купцов, для знати. Подворья и простые дома. Но никакого хаоса. Улицы не по линейке, но русские города, вон на Москву то гляньте, никогда не строились по линейкам, а именно плавными обводами, полукругами и кругами.
Планы городов XII — первой трети XIII в. А — Рязань; Б — Киев; В — Переяславль-Залесский; Г — Псков; Д — Чернигов; Е — Владимир; Ж — Суздаль.
Въезд в город со стороны устья Серебрянки. Справа — стены Хрома, слева — Среднего города, между ними в ложбине — «Серебряные ворота». Со стороны поля сохранился вал с сухим рвом.
Первоначальная крепость на Северном мысу (Кром — верхний город). Со стороны реки и текущей по дну глубокого оврага речки Серебрянки он ограничен крутыми склонами. На переднем плане справа — часть курганного могильника.
Центральная часть Стольного города. На первом плане — Спасский собор, выстроенный смоленскими зодчими, за ним правее — Борисоглебский, ставший в конце XII в. резиденцией епископа. Сзади слева — южная проездная башня.И это в одном только городе - Три каменных собора. Для тех времён, да и для нынешних - очень достойные показатели.Спасский, Борисо-Глебский и Успенский.
Успенский собор - длина 31.6 м, ширина 20 м, азимут 69°. Между всеми столбами по взаимно перпендикулярным осям проходят ленточные фундаменты. Глубина фундаментных рвов 1.3 м. Сам фундамент был сделан из мелких камней на растворе, а верхняя его часть — из плит белого камня. Кладка стен храма исполнена из кирпичей размером 3.5—4X19.5X28 см.
Борисо Глебский Собор - длина 26.6 м, ширина 16.2 м. Формат кирпичей (по данным 1836 г.) 6.7ХІ7.8Х26.6 см. Успенский собор - длина 28.7 м, ширина 26.9 м, азимут 91°. Ширина здания без притворов 18.2 м.
Кром и Средний город с восточной стороны. На первом плане «Водяные ворота» и частокол, защищавшие верховья Серебрянки — источник водоснабжения Рязани на случай осады.
Рязань в первой трети XIII в. (вид с севера). Четко различаются три разновременных оборонительных пояса: на первом плане — крепость (Кром); к ней примыкают стены Среднего города; периметр внешних оборонительных стен Стольного города достигает 3,5 км. Между Окой и западной оборонительной стеной раскинулся обширный подол.
Присмотритесь - очень и очень похоже на реконструкцию, сделанную по раскопкам. Это уже давно не жилой дом. А вот когда хозяин был в силе и в достатке, да в большом торговом городе, он всегда украшал дом щедро. Плюс старообрядцы по природе своей - во многом аскетичные люди. Скромность и не высвечивание себя на показ, это их позиция. Но простые люди так себя не ужимали и украшали дома. Стены и в деревянных, и в каменных домах обивались красным тесом, в богатых домах могли поверх теса обить стены еще и красной кожей, а менее зажиточные - рогожей. Так что на скриншотах из фильма, отнюдь не фантазия, а реальность. Красный цвет, он всегда в России был уважаем и любим.
По центру, столик для чая и обедов, слева прялка и там же, рядом, реконструкция люльки детской. Особенность домов русских - невысокие потолки, это да, не очень удобною Строили так для экономии тепла. На счёт отопления - Белые избы, то есть шистистенки, стали распространяться среди богатых граждан в 1400-х годах. Основная масса простых людей обходилась печами без труб, дым уходил в волоковое окно на потолке.
В плане дыма. Я уверен и обоснованно, учитывая данные археологии, что русские люди решали вопрос с дымом так, что бы он не лез излишне в глаза, как и индейцы живя в типи, успешно регулировали дым, что бы не задыхаться от него, а спокойно жить. Поэтому обоснованно могу сказать - закопчённых лиц, грязи и прочего, в избах не водилось. Дым умело регулировали, что бы он шёл в окно и чуть чуть по потолку и верхней части стен. Как? Да вряд ли это умение сохранилось, но если надо будет скажем выживать, люди быстро восстановят сей навык - регулировка правильно выхода дыма через волоковое окно, равно как индеанисты быстро освоили приёмы регулировки клапанов в типи.
А это именно реконструкции совсем уж раннего периода - 10 век. Печь ещё каменка, сложенная из камней, без использования цементирующего раствора или глины. Дым уходил в волоковое окно, печи тогда топили по чёрному. Однако не будем забывать, ничто из ничего не берётся и деревенские умения плотников, переходили в города Руси и там продолжали развитие, при этом базируясь именно на старых наработках, что и заметно по планировке. Она не закоснелая, всё время развивалась. Если вести речь о совсем простых избах, то комната в них одна, но не стоит думать, что люди так же жили в городах. У людей были и спальня и гостевые помещения и второй этаж, либо жилой, но чаще хозяйственный. отдельно располагалась комната для приготовления еды. Между прочим уже в русских, самых простых селениях аж 10 века, печка для испекания хлеба, находилась вне жилого дома.
И уж тем более в городах 13 века, кухня была нормой. Никто не хотел и не жил в одной комнате, где и спят и готовят и работают. Люди были совсем совсем не глупые, а такие же как мы, просто время было давнее и жизнь конечно была тяжелее и опаснее. Но по скотски, сбившись в кучи, люди не жили. Любовью занимались не на сеновале или в хранилище хлеба, а в спальнях, ели не рядом с кроватью, а на кухне. Сей навык подобен умению вырубать из кремня оружие и лить из меди ножи. Конечно интересно и важно, но не в данную историческую эпоху. Надо будет - снова освоим. А пока достаточно понимать - жители Руси и само собой Старой Рязани, не задыхались, в грязи не сидели, в копоти и саже обсыпанные, не находились. Умели красиво и умно всё построить и настроить.
Внутреннее убранство совсем упрощённое, но оно и понятно - это реконструкция именно деревни, хуторка эдакого, где жили семьями под 10 - 15 человек. Всё максимально утилитарно. И к 13 веку в Старой Рязани люди явно жили и лучше и шире и в более удобных условиях.
Вот она - отдельно находящаяся печь, где пекли хлеб. 10 век, а уже тогда люди не хотели задыхаться от жары летом и от угара зимой. Всё было по уму продумано, никакой излишней перегруженности помещений никто не допускал. Всему своё место. В городах и подавно. В небольших селениях у людей не было недостатка в площади, отсюда и такой подход. Город же сразу заставил всё убористо, более аккуратно компоновать.
Пометка - это часто не учитывают конечно, стёкол в те годы, когда была Старая Рязань, днём с огнём не сыскать. Доступные оконные стёкла, хотя бы уровня 19 века, появились лет 200 назад, не раньше. Почти всегда люди использовали либо бычий пузырь, если были бедны, либо слюдяное окно, ещё одно интересное дело. Так что если хочется до конца представить образ домов тех лет, 1200-х, то "убираем" современные окна и ставим такое.
Это оконница - специальная рама для слюды.
Ещё применялись пропитанные жиром ткани. Слюда при этом была самой лучшей заменой стеклу, но имела и недостаток - относительно быстро темнела и трескалась, требуя со временем замены.
Что носили женщины? Ну конечно одежду и украшения. :) И опять таки сии кадры - верны. Ну само собой пометкой, что это женщины очень не бедные. А если вспомнить дикий и отвратный своей несостоятельностью "Викинг", то там княжна бегала распустив волосы, что вообще было неприемлемо издавна.
Женский убор XII века на основании Рязанского клада 1970 г.
Я вот считаю, что авторы никоим образом не шли против реальных реконструкций, лишь немного додумывая, на что имели право. На мой взгляд, женщины тогда очень красиво одевались. И явно такая одежда говорила об общей аккуратности, чистоплотности и умению организовать свой быт.
Украшения в городе находят самые разные. Как именно Рязанского типа, так и из разных русских старых городов - Киев, Ростов, Суздаль, Юрьев, из районов современных Гомеля и Могилёва, Брянска и Орла, Москвы и Тулы. Не только из самих городов, но и конечно из сёл, деревень, шла постоянная миграция. Да как и сейчас собственно. Люди переезжают, создают непередаваемый микс из культур, украшений, одежд и говоров.
Убор XII века по материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли. Фрагмент клада д. Сельцо 1892 г. (Новгородская обл.) и фрагмент клада из Старой Рязани (1868 г.)
В плане расслоения - оно конечно было, равно как и сейчас. Но пропасти не было, как в нынешней скажем Индии, когда люди разных достатков, разделены чуть ли не стенами между собой. никаких отверженных мы не не ведали никогда. Жили относительно компактно, не слишком плотно конечно, но и не размашисто.
Боярские дворы и усадьбы ремесленников соседствуют друг с другом, хотя аристократические и церковные владения обнаруживают явное тяготение к прибрежной части Рязани, ее «набережной». В городе преобладало средне-имущее ремесленно-торговое население, а число богатых было невелико.Судя по топографии рязанских кладов драгоценных женских украшений из золота и серебра, запрятанных при разгроме города Батыем в декабре 1237 г., они принадлежали не только княжеско-боярской верхушке, но и зажиточным горожанам, например ювелирам высшей квалификации.
При раскопках в Среднем городе найдены остатки кузнечных, бронзолитейных, гончарных, костеобрабатывающих мастерских. Возникновение новых городов, где смешивалось пришлое население, сопровождалось заменой древних родоплеменных связей территориальными. Под защитой городских стен кровнородственные коллективы при свободе выдела женатых сыновей легко делились на малые семьи.
Исследование дворов-усадеб и. могильника Рязани, включавшего и коллективные усыпальницы (от двух до четырех человек), свидетельствует о преобладании в городе автономных малых семей, ведущих индивидуальное хозяйство.
Средневековый город — это мир не столько кровных родственников, сколько соседей. Непременным условием их выживания были взаимопомощь и солидарность в решении общих насущных задач. До середины XII в. Рязань представляла собой суверенную городскую общину из лично свободных людей, вчерашних пионеров-колонистов. Верховную власть в городе наряду с представителями княжеской администрации могло осуществлять народное собрание — вече.
Так же люди имели, помимо домов в городе, аналоги современных "дач" - хозяйство рядового горожанина, как и крестьянина, включало, по данным раскопок на городище и близлежащих селищах, двор (усадьбу) с дворовыми постройками («дворище»), сады, огороды, нивки. Места для содержания скота располагались как в пределах укреплений, так и вне их. Сохранялись права на пользование общинными угодьями (луга, леса, воды).
На мой взгляд, так копия современности. В любом нынешнем Русском городе так же дело обстоит - могут и будут соседствовать относительно средние дома, с очень богатыми особняками, а набережная как и прежде считается статусной, вожделенной для тех, кто сумел много денег заработать.Даже небольшие семьи и те словно бы копия современных. Разница в деталях и во времени, с важными, но не глобальными поправками. принцип формирования городов по сути не поменялся. У нас даже планировка такая же - без строгой линейности.
_______________________________________________________________________________
А вот теперь спущусь к самому простому - а куда ходили в туалет? Вот порой читаю я некоторых авторов. Вроде классно пишут, а после брякают - Да срали раньше на заднем дворе! Ну конечно! Естественно! Вот работали в городе Старой Рязани ювелиры, одних только кладов найдено 12, кладов с золотом! Больше только в стольном Киеве. Работали кожники и оружейники, жили священники аж из трёх соборов, Улицы, дома, планировка явно по уму сделана, не наобум. Постройки, ряды укреплений. Княжьи хоромы и ремесленные подворья. А вот пардон сральню никто не догадался поставить, сортир не придумали. Ходили хезать на "подворие".Мне всё интересно - а логику включить? Вот учитывая высочайший уровень морали и стеснения, когда на Руси даже волосы были стыдом великим показать прилюдно, как по вашему - захотела жена ремесленника того, и пошла себе во двор, где работники снуют? Или в горшок и во двор опять таки, выливать помои? Себе же под ноги? Может так и делали во дикой тогда будущей ЕСовщине, но не у нас. Даже в глухих сёлах русских люди себе не гадили под ноги. Это было мягко говоря не принято.
Вы в это верите? Я нет, равно как никогда не верил в "земляночные города русских" и ведь правильно делал, что не верил. Наши города были красивые, умело строенные и явно не были залиты мочой и калом. В русских городах и сёлах издавна люди строили сортиры - деревянные, простейшие коробки, над ямой. И 12 век не исключение. Такая вот правда жизни. _______________________________________________________________________
В итоге домонгольская Рязань - вполне себе красивый, хорошо организованный для тех лет, город. Жаль конечно, что город разрушила война. Он был более чем достойным, что бы развиваться, но увы не сложилось.
Неправда ли - быт русских городов совсем иной, нежели послушать некоторых "деятелей" истории и вообще некоторых людей? Никакой дикости, примитивности. Ничуть не хуже чем в Европе того времени, плюс, само собой, у каждого уважающего себя городчанина и селянина, была Баня, без неё русские никуда и никак. Мыться хотя бы раз в неделю, это было не просто нормой, а доброй традицией. Вшей никто не плодил, за собой люди следили.
По утрам, когда нужно начинать день, город будил звон колоколов. Отнюдь не худший будильник, вот что думаю. И что то мне подсказывает, уже тогда были наёмные трудяги, чистившие дорожки центральные., никому ведь по сугробам лазать не хотелось. Летом - метла. По весне и осени воду отводили с улиц. Если кто либо читал Каверина, "Два капитана", там описывалась ситуация, что после революции, люди расхолаживаться стали и меньше следили за своим бытом. Отчего в том числе в их дворе, никто не озаботился отводом воды по весне.... Значит даже в самых простых, крестьянских дворах на два, три дома, люди всегда воду уводили. Хлюпать по грязи целыми днями никто не желал.
Смею скромнейше предположить, что и в 1200-х годах, учитывая как люди хорошо жили в городе Старой Рязани, были те, кто занимался его уборкой и водой и прочими мелкими надобностями. Никаких помоев по улицам не текло, вони особой не было.Самое главное к чему призову - не считайте людей, живших 500, 800, 1000 лет назад, глупее себя. Они были умны в тот период и так, как нужно было. Знали то, что требовалось. Сегодня мы знаем, как пользоваться банковской карточкой и соблюдать порядок при получении документов на госуслугах. Тогда люди умели плотничать, править лошадью в телеге и верхом и грамотно вычислять актуальный курс золота и серебра, что бы правильно оценить цены на рынке и не переплатить имеющимися при них деньгами.
Времена были иные, но люди были на нас очень и очень похожие.
Ссылки для интересующихся.
http://groh.ru/map/rjasan/rjasan.html
https://haritonoff.livejournal.com/293960.html
|
</> |
Старая Рязань - Домонгольская Русь
Оставить комментарий
Популярные посты:
- В ходе Первосвятительского визита в Брянскую епархию Предстоятель Русской Церкви освятил Успенский собор Свенского монастыря / Новости Официальный портал Московской Патриархии
- Патриарх Кирилл посетит Брянскую епархию, где освятит новый Успенский собор РИА Новости
- Патриарх Кирилл освятил Успенский собор Брянской области | Власть | ПОЛИТИКА Аргументы и Факты - Брянск
- Патриарх Кирилл освятил Успенский собор в Брянске Комсомольская правда - Брянск
- Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Успенского собора Свенского Успенского мужского монастыря в Брянской области Правительство Брянской области
- Взгляд с разных сторон в приложении "Google Новости"