Та же «Территория», только хуже. Каким получился новый сериал «Топи» по
movie_rippers — 24.11.2021 Теги: Мирзаев ФинчерПервое знакомство
Давным-давно меня позвали на литературную игру по книге «Метро 2033». Книжку я не читала и не собиралась (знакомый любитель фантастики называет романы Глуховского чем-то вроде Дарьи Донцовой для мужчин). Но знакомая очень звала на игру, и даже моя железобетонная фраза «Я же не читала!» ее не смутила. «Смотри Википедию, там подробно всё рассказано. И приходи!» Википедия оказалась невозможно подробной: бесконечное перечисление топонимов, троцкисты, Иегова, воз и маленькая тележка. Какое-то краеведение для неграмотных. На игру я пришла скорее из желания встретиться, поболтать и посмеяться, чем что-то понять про эту бесполезную книгу. Во время игры, когда раздали какие-то карточки, каждый что-то говорил о книге. Траектории сюжета и всё новые подробности «Метро» повергали меня в сон, хотя дело было в первой половине дня. Обсуждение затянулось на несколько часов, я не досидела до конца и сбежала в кино. То была моя первая и последняя литигра и, как мне тогда казалось, первое и последнее соприкосновение с вселенной этого «писателя-фантаста».
Писатель-оппозиционер и его «жесткая фактура»
Но не тут-то было. В прошлом году я посмотрела «Текст» Клима Шипенко – первую и до недавнего времени единственную экранизацию Глуховского, которая скорее удалась, чем нет, хотя это вопрос дискуссионный. «Тексту» все-таки повезло с режиссером, поэтому даже несмотря на свою «оппозиционность» (фильм подоспел на экраны сразу после того, как отгремело «дело Голунова»), за счет умелого монтажа и игры в реальное-виртуальное «Тексту» удалось произвести цельное впечатление.
Вообще не Глуховскому оппозиционничать, перепрыгивая с государственного телеканала RT на газпромовский «Эхо Москвы», то и дело обстреливая всех вокруг сапожным матом и соответствующими шутками, как из пулемета. А на днях вышел новый сериал «Топи», полностью написанный Глуховским и нашпигованный «жесткой фактурой» – нецензурщиной и обнаженкой довольно дешевого качества и содержания, в духе ночного эфира РЕН ТВ пятнадцатилетней давности, когда там крутили эротические фильмы.
Игра в русофобию и соревнование со Стивеном Кингом
«Топи» – про то, как группа москвичей едет в глухомань, чтобы решить свои проблемы: один смертельно болен, другую бросил жених и т.д. Москва – это сгусток проблем с вечно плохими фээсбэшниками и прочими вытекающими. Кому-то покажется, что это запоздалый намек на Павла Дурова и блокировку Telegram, которая случилась в далеком 2018 году. Только вот Telegram уже полгода как разблокировали, его давно используют и государственные сми, и министерства, так что материал устарел на несколько лет.
Топи – это вымышленная деревня, квинтэссенция российской глубинки глазами не самого умного москвича. Там мрачные леса, заброшенный монастырь, странные люди, болота и смерть. Если вдруг не поняли, «Россия = Топи»: грязно, мрачно, опасно и вообще лучше не жить.
Когда видишь Максима Суханова, изуродованного до облика недочеловека, то сначала кажется, что смотришь слэшер, и что персонаж Суханова – маньяк, который будет по одному съедать или иным изощренным образом пускать в расход заезжую молодежь. Но нет. Жанр – это не про режиссера Мирзоева, который обычно ставит пьески для тридцати устаревших либералов и снимает фильмы вроде «Ее звали Муму» про шлюху, которую подсунули лидерам так называемой оппозиции. Куда там! Он считает себя поэтом:
Мирзоев говорит о «Топях» как о поэтическом кино, продолжающем традицию Андрея Арсеньевича, – пишет Кинопоиск.
Вот как же любят у нас громкие сравнения: Мирзоев, значит, продолжает славную традицию Тарковского, а «Топи» в текстах рецензентов-восторгантов похожи то на «Твин Пикс», то на «Настоящий детектив». На моей памяти это уже второй проект Кинопоиска, при продвижении которого снова упоминается этот криминальный сериал и снова говорится про «северную готику» – первым был «Водоворот», и если не сменят копирайтера, то и в следующем проекте будут грезить о недосягаемой Луизиане.
Глуховский же глазами восторженной публики – это не заурядный писатель (подчеркну: «не» в этом случае раздельно), а «рок-звезда русской литературы»: именно с таким заголовком вышло очередное комплиментарное интервью у главного YouTube -интервьюера страны. Куда там! До рок-звезды Глуховскому как до Луны, ну и слово «русский» применительно к человеку, публично ощущающему себя израильтянином, как-то не пристало.
Еще один распространенный штамп – сопоставлять любой хоррор с экранизациями С.Кинга. Действительно, многие фильмы по Кингу начинаются примерно так же, как и «Топи», тут Глуховский далеко не оригинален: какие-то люди попадают в непростые обстоятельства, и тут начинают твориться странные и страшные вещи. Но Стивен Кинг – величина мирового значения, писатель, который умеет сделать так, чтобы герои вызывали интерес и симпатию. Кинг описывает самых РАЗНЫХ людей, а не одного и того же нытика, который кочует из одного сюжета в другой, не соображая, что он здесь делает.
Персонажи «Топей» – это неживые картонки, которые не в состоянии сымитировать ни радость, ни грусть, ни испуг, ни головную боль, ни суицид, – то ли точная копия авторов, то ли серость их окружения.
На другой территории. ТОПИ vs ТЕРРИТОРИЯ
Глуховский настолько обнаглел, что заявляет следующее:
Сериал «Территория» — полная шляпа. Посмотрел до конца и плакал кровавыми слезами. Замах на рупь, удар на копейку. Переделайте и покажите еще раз.
Для тех, кто не смотрел, сериал «Территория» – достойный проект, который показали прошлой осенью по ТНТ. Для сравнения: Глуховский с Мирзоевым пять лет предлагали свой сценарий телеканалам, но никто не хотел связываться. Так что не им учить профессионалов, чьи сериалы регулярно смотрит многомиллионная аудитория: сценаристка «Территории» Анастасия Самойлова писала сценарий для неординарной «Секты» (2019), а в портфолио режиссера «Территории» Игоря Твердохлебова несколько эпизодов суперпопулярного сериала «След», развлекательной передачи «Галилео», третий сезон «Мажора» и много чего еще.
«Топи» выстрадали? Нет, скорее вымучили. Пять лет тянуть с постановкой… Глуховский с Мирзоевым – не Дэвид Финчер со сценарием "Манка", который был для него личным делом. Финчер даже умудрился сделать не столько исторический, сколько очень актуальный фильм. (Говорят, Глуховский пытался заинтересовать Финчера историей своего «Метро», но и Финчер не стал связываться).
Глуховский с Мирзоевым – даже не Терри Гиллиам, который несколько десятилетий возился со своим «Доном Кихотом», а это все-таки экранизация классики, которая будет своевременна всегда. Что же до сериала «Топи», то он никак не резонирует с эпохой, потому что сегодня на повестке дня совершенно другие вещи, которые писателя Глуховского, видимо, совершенно не заботят.
Забавно, что презрительные замечания по поводу «Территории», тоже мистической и тоже о москвичах в российской глубинке, Глуховский говорит уже ПОСЛЕ того, как сериал «Территория» вошел в список самых перспективных сериалов в конце 2020 года. А ведь зрителю есть с чем сравнить!
Если в «Территории» мы видим реальный интерес авторов к этнографии, к истории и обычаям коми-пермяцких народов, слышим замечательный атмосферный саундтрек, наблюдаем нормальных героев, которым хочется сопереживать, то в «Топях» ничего этого нет. Ничего вообще нет, кроме халтурно прописанных персонажей, отмороженных актеров, безвкусной музыки в духе уездной дискотеки, казенных интерьеров, плоского юмора и той самой «жесткой фактуры», которую так любят Глуховский с Мирзоевым.
«Территория» – фольклорный хоррор, от и до жанровый фильм, построенный на контрасте современного города и аутентичной деревни. «Топи» – макет, конструктор, ни то, ни сё.
Если короче, то «Территорию» делали те, кто, условно говоря, Россию любит, а «Топи» – ну, тут название говорит само за себя… Сериал «Топи», цитируя самого же Глуховского, – «замах на рупь, удар на копейку». В пословице, кстати, значится не «рупь», а «рубль», но Глуховскому милее просторечие, да еще и устаревшее.
Режиссер Владимир Мирзоев и другие
Ждать кинематографических откровений от Владимира Мирзоева в принципе не стоит. Пару лет назад в Капелле мы смотрели фильм «Троянский джаз» про визит Бенни Гудмена в Страну Советов. Увы, в фильме режиссера «с активной гражданской позицией» Мирзоева украинского флага было больше, чем джаза, а большинство зрителей разошлось задолго до окончания. Мы с трудом досидели до конца – просто из уважения к великому кларнетисту.
По данным РИА Новости, Мирзоев учился на дефектологическом факультете пединститута, а ГИТИС окончил по специальности «режиссура цирка». В его фильмах играли Леонид Парфенов, Ефим Шифрин и Евгений Понасенков (целый парад фриков), а последний опус красноречиво назывался «Как Надя пошла за водкой». Мирзоева еще звали в Мариинку ставить Вагнера, но потом все пришлось переделывать. Ну а еще недавно режиссер преподавал режиссуру кино студентам Школы дизайна Высшей школы экономики.
Любопытно, что в «Топях» паренек-журналист (авторы хотели, чтоб он был смешным, но не получилось) доказывает водителю, что, мол, никто сегодня не смотрит НТВ, все и всё читают в онлайне, при этом один из прошлых фильмов Мирзоева продюсировал генпродюсер именно телеканала НТВ. Вот такие удивительные совпадения.
Ах да, на сериале работал еще художник-постановщик Эдуард Галкин (хотя глядя на антиэстетику «Топей» думаешь, что должности художника в этом фильме не было совсем), который – вот это да! – еще и художник-живописец: серия его работ с Путиным была показана в Риге в 2011 году.
По Галкину, Путин и Медведев, Чарли Чаплин, Иван-дурак, Ленин, Владимир Красное Солнышко, Пётр Первый и Сталин – это звенья одной цепи, – сообщает газета Липецкой области.
В главной роли – Иван Янковский, который в фильме «Текст» сыграл плохого фээсбэшника (вполне достойная роль), а в «Топях» от фээсбэшников спасается (не роль, а полный провал).
Да и «Топи» – полный провал, чего уж там. Реклама не всесильна: если в первой серии еще и ждешь чего-нибудь, то ко второй серии с отвращением уже никак не справиться. Мерзко, глухо, неинтересно. Так завершилось мое знакомство с творчеством Глуховского. Надеюсь, навсегда.
https://kinoah.livejournal.com/24878.htmlОставить комментарий
Популярные посты:
- Зоир Мирзаев назначен хокимом Ташкентской области Узбекистана - ИА REGNUM ИА REGNUM
- Не называйте меня «уважаемый». Зоир Мирзаев провел первое совещание в должности хокима Ташкентской области Podrobno.uz - Новости Узбекистана
- Зоир Мирзаев попросил не использовать слово уважаемый при обращении к нему Новости Узбекистана UPL.UZ
- Зоир Мирзаев освобожден от должности хокима Кашкадарьинской области Информационное агентство UzReport
- Зоир Мирзаев освобожден от должности главы Кашкадарьинской области sputniknews-uz.com
- Посмотреть в приложении "Google Новости"