Тачки, ведьмы и фастфуд: 6 малобюджетных фильмов, которые неожиданно сорвали
vitkvv2017 — 20.12.2023 Теги: Блэр МиллерКадр из фильма «Безумный Макс»
Киностудии давно пытаются вывести чуть ли не математическую формулу хита проката: по их мнению, чтобы заработать много денег, нужно вложить определенную — немаленькую — сумму. Производственный бюджет практически каждого современного блокбастера составляет 200-250 млн долларов, еще столько же тратят на маркетинг. Но условным «Мстителям» и не снилась окупаемость, которой достигли фильмы из этой статьи. Time Out собрал 6 низкобюджетных лент с невероятными кассовыми сборами.
Бонус! Восставший из ада
«Безумный Макс»
Mad Max, 1979
Бюджет: 350 тыс. долларов; мировые сборы: 109,5 млн долларов
"Безумный Макс" Джордж Миллер (Перехват)
Дебютная полнометражная работа Миллера просто взорвала мировой прокат своим творческим безумием. В «Максе» показывается мир недалекого будущего, в котором после глобальной катастрофы жизнь стала полностью зависеть от магистралей и ревущих транспортных средств. Чтобы здесь выжить, нужно уметь красиво гонять и выкручиваться из патовых ситуаций — конечно, наблюдать за этим очень интересно.
Режиссер: Джордж Миллер
В ролях: Мэл Гибсон, Джоэнн Сэмюэл, Хью
Кияс-Берн
Если сейчас такой сюжет реализовали бы с помощью тяжелой компьютерной графики и абсурдных экшен-сцен, то в «Безумном Максе» ставку сделали на сценарий, построение изувеченного мира, персонажей и натурную съемку. Конечно, все это сработало благодаря режиссерскому таланту Миллера — он смог снять захватывающее экшен-кино на смешной по меркам жанра бюджет.
«Ведьма из Блэр»
The Blair Witch Project, 1999
Бюджет: 22 тыс. долларов; мировые сборы: 248,6 млн долларов
Термин «виральность» стал широко употребляться только в эпоху YouTube и социальных сетей, но еще в конце прошлого тысячелетия пара смышленых режиссеров смогла разбогатеть именно по этому принципу.
Режиссеры: Дэниэл Мирик, Эдуардо Санчес
В ролях: Хезер Донахью, Джошуа Леонард, Майкл
С. Уильямс
Ведьма из Блэр Курсовая с того света (с субтитрами)
(
«Ведьму из Блэр», в которой группа студентов отправляется в якобы проклятый лес, чтобы расследовать байки о живущей там ведьме, превратили в одну большую городскую легенду. В первое время зрители доподлинно не знали, смотрят ли они документальную ленту — под нее и стилизована съемка — или же все же видят перед собой обычный хоррор. Разумеется, более страшная и интригующая версия — та, по которой «Ведьма» показывала реальные события, — обрела огромную популярность.
В итоге любители хорроров по всему миру были просто обязаны сходить на сеанс хотя бы раз, чтобы занять одну из сторон в неугасающем споре.
И ведь производство авторам практически ничего не стоило: весь фильм снят на дрожащую любительскую камеру, а в кадре, по сути, ничего толком не происходит. Весь страх создают ожидание появления монстра за поворотом и минимальные манипуляции съемочной группы с преимущественно природными декорациями.
«Паранормальное явление»
Paranormal Activity, 2007
Бюджет: 15 тыс. долларов; мировые сборы: 193,3 млн долларов
Зачем, собственно, тратиться на создание правдоподобных и пугающих монстров, если самые страшные чудовища — те, которых мы не видим и, по большей части, создаем собственным воображением? Таким вопросом задался режиссер этого хоррор-феномена — и снял картину про очень агрессивного полтергейста.
Режиссер: Орен Пели
В ролях: Кэти Физерстон, Мика Слот, Марк Фредерикс
По сюжету молодая пара живет в доме, в котором происходят подозрительные вещи: странные звуки по ночам, необъяснимое перемещение предметов. Чтобы во всем разобраться, герои устанавливают камеру наблюдения в спальне — преимущественно через нее зритель и будет наблюдать за развитием сюжета. Призраку, понятное дело, такое нарушение личного пространства не нравится, так что он бушует все сильнее.
С точки зрения бюджета задумка действительно гениальная: почти вся съемка прошла в одном небольшом помещении, а вместо спецэффектов достаточно было дергать за ниточки, чтобы предметы интерьера — а иногда и самих героев — пугающе швыряло по дому.
«Ночь живых мертвецов»
Night of the Living Dead, 1968
Бюджет: 114 тыс. долларов; мировые сборы: 30 млн долларов
Изобретатель зомби-жанра — ходячие мертвецы появлялись в кино и раньше, но не так основательно — Ромеро как-то решил напугать весь мир, по сути, одной этой идеей.
Режиссер: Джордж Ромеро
В ролях: Дуэйн Джонс, Джудит О’Дэй, Карл
Хардмен
Ночь
живых мертвецов 1968 Трейлер
В 68-м, когда вышла лента, зомби еще были чем-то совершенно новым, восхищающим, жутким. Уж точно никто из зрителей не подозревал, что после сеанса станет обходить за километр любые массовые захоронения людей — вдруг восстанут из могил и примутся кусать! Кроме того что фильм был, понятное дело, отличный, успех обеспечил именно эффект новизны: это сейчас ожившие трупы чаще всего фигурируют в комедиях и экшенах, а когда-то их и правда боялись.
Бюджет ушел в основном на грим и актерские гонорары — большего и
не требовалось.
«Рокки»
Rocky, 1976
Бюджет: 1,1 млн долларов; мировые сборы: 225 млн долларов
Какая красивая история: актер, мечтавший добиться успеха, придумал кино о боксере, жаждущем того же. До «Рокки» Сталлоне — бывший порноактер — никак не мог заполучить роль первого плана и хоть какое-то признание в Голливуде. Поэтому пришлось пойти ва-банк и написать сценарий картины, в котором он сможет раскрыть свой потенциал. Стремление к самореализации послужило мощным вдохновением: мало в каком кино борьба всех видов показана с такой страстью и искренностью, как здесь.
Режиссер: Джон Г. Эвилдсен
В ролях: Сильвестр Сталлоне, Талия Шайр, Берт Янг
Финал получился красивым: помимо гигантских сборов, «Рокки» выиграл три «Оскара» — включая награду за лучший фильм! — а Сталлоне стал настоящей крупнокалиберной звездой
«Двойная порция»
Super Size Me, 2004
Бюджет: 65 тыс долларов; мировые сборы: 20,6 млн долларов
Один из самых скандальных документальных фильмов в истории. Понятно, откуда у него такие сборы — большинству захочется посмотреть ленту сразу после прочтения синопсиса. Вот он: актер и режиссер Сперлок становится собственным подопытным, решая целый месяц есть каждое блюдо из меню McDonald’s — хотя бы по одной порции. При этом герой не занимается спортом, а просто наблюдает за тем, что произойдет с его телом из-за такой, мягко говоря, нездоровой диеты.
Режиссер: Морган Сперлок
В ролях: Морган Сперлок, Бриджет Беннетт, Лиза
Ганджу
Кажется, «Двойную порцию» стоит отнести к отдельному поджанру — это идеальный фильм-кликбейт.
Super Size Me (2004) [Trailer]
Восставший из ада
Человек, который после таинственного исчезновения вернулся к жизни в виде скелета, едва покрытого плотью, прячется в своем бывшем доме, где теперь живет его брат с женой. Чтобы вернуть себе человеческий облик, «восставший из ада» просит невестку, его бывшую любовницу, убивать для него мужчин, дабы он мог «впитать» их тела. Когда его план начинает работать, женщина требует от него, чтобы он объяснил, что с ним произошло. В ответ «восставший» показывает кубик-головоломку и рассказывает, что этот предмет открывает дверь в мир запредельных наслаждений, превосходящих все человеческие ожидания. Когда герой в свое время решил головоломку, явившиеся существа из иного мира открыли ему эти наслаждения. «Боль и наслаждение. Неразделимые», – объясняет «восставший», почему его тело было разодрано в клочья.
«Я видел будущее хоррора. Его зовут Клайв Баркер» – эти знаменитые слова Стивена Кинга сделали карьеру упомянутого им автора. В родной Британии, где Баркер начал публиковаться, его сборники рассказов были оставлены без внимания. Но когда их в середине 1980-х издали в Америке с рекомендацией Кинга, Баркер не только прославился, но и смог воплотить свою давнюю мечту – снять шокирующий, провокационный, не похожий на хорроры того времени садомазохистский фильм ужасов, который был назван «Восставший из ада».
Клайв Баркер рано, еще в детстве, начал писать, но он не сразу нашел свой коронный жанр. Хотя он всегда обожал хорроры, как книжные, так и экранные, ему понадобилось время, чтобы осознать, что этот жанр предлагает ему наибольшую свободу и наилучшую возможность писать о том, о чем ему хотелось рассказывать читателям.
Почему именно хоррор, и, как правило, мистический, на грани и за гранью фэнтези? Потому что Баркеру, как гомосексуалисту, хотелось писать об «иных» – о тех, кто пугает и смущает обычных людей своей непохожестью на них. Оборотни, вампиры, демоны, маньяки предоставляли ему такую возможность. В мистических хоррорах Баркер мог аллегорически и метафорически описывать свои переживания или же изливать свои нестандартные фантазии, не погружаясь в политику и не заставляя читателей принимать или отвергать его сексуальную ориентацию. Правда, он никогда не скрывал свою «особенность». Но в начале 1980-х мир еще не был готов к популярному, успешному автору, который не только спит с мужчинами, но и посвящает этому книгу за книгой. Баркер же хотел, чтобы творчество было его профессией, а не хобби.
Когда рекомендация Кинга сделала его жанровой звездой, Баркер всерьез задумался о покорении кинематографа, которым он всегда интересовался не меньше, чем литературой. К тому времени у него в резюме уже были две режиссерские работы – экспериментальные хоррор-короткометражки «Саломея» (1973) и «Запретный» (1978). Однако свою жизнь в профессиональном кино Баркер начал как сценарист, сочинив малобюджетные мистические хорроры «Подземный мир» (1985) и «Царь зла» (1986). Обе картины были поставлены начинающим английским режиссером Джорджем Павлу, с которым Баркер как-то познакомился на вечеринке.
Первые киноопыты писателя донельзя его разочаровали – по той же причине, по какой фильмы обычно разочаровывают их сочинителей. Павлу снял тот фильм, который хотел и который смог снять, а не то кино, которое было у Баркера в голове, когда он сочинял сценарий. Для человека, который уже попробовал себя в режиссуре (как экранной, так и сценической), смотреть, как его произведение перекраивает под себя чужак, было пыткой. Причем не той приятной садомазохистской пыткой, какие Баркер позволял себе в личной жизни (он и экспериментировал дома, и посещал тематические клубы), а самой настоящей пыткой, которая приносит боль безо всякого наслаждения.
Осознав, что если он хочет видеть свое имя в титрах и не стесняться результата, то ему надо снимать кино самому, а не ждать милостей от случайных знакомых, Баркер решил, что его последнее на то время произведение – идеальный материал для первой самостоятельной экранизации. Так зародился проект, основанный на повести «Сердце в аду», которую в русских переводах обычно называют так же, как и снятый по ее мотивам фильм – «Восставший из ада».
Чем эта повесть была лучше других произведений Баркера? Во-первых, она была написана в тот момент, когда писатель работал над своими предыдущими сценариями, и Баркер учитывал выученные им уроки и не включал в повесть то, что было бы практически невозможно перенести на экран. Во-вторых, в ней было всего четыре основных персонажа, и ее действие развивалось в одном-единственном небольшом доме. А чем меньше съемочных площадок и ведущих актеров, тем дешевле обходится картина и тем проще ее снимать. Наконец, в-третьих, повесть освещала все любимые темы писателя: мрачные страсти, безжалостная кровавость, общение с потусторонним миром и нестандартная, шокирующая сексуальность. Так что это было отличное представление Баркера тем, кто смотрит фильмы, но не читает книги.
Несмотря на формальную простоту, «Сердце в аду» было сюжетно и психологически сложным произведением. Баркера никогда не прельщали распространившиеся в начале 1980-х нарочито «примитивные» хорроры про бессловесных или почти бессловесных маньяков («Хэллоуин», «Пятница, 13-е», «Кошмар на улице Вязов»). В его повести преступники были не монотонными воплощениями зла, а правдоподобными людьми – гедонистами, которые пожертвовали совестью и здравым смыслом ради плотских удовольствий. Фрэнк призывал потусторонних монстров, чтобы утолить свою жажду экстремальных наслаждений, а его любовница Джулия убивала мужчин, чтобы восстановить тело Фрэнка после садомазохистских «утех» в измерении сенобитов, служителей культа радикальных удовольствий. В свою очередь, Рори, муж Джулии и брат Фрэнка, оказывался невинной жертвой сластолюбивых родных, а Керсти, подруга Рори, мстила за погибшего приятеля и натравляла сенобитов на Фрэнка. «Почти что шекспировская драма!» – гордо рассказывал о своем сочинении Баркер.
Впрочем, адаптируя повесть для экрана, писатель все же отдал дать уважения популярным хоррорам того времени. Так, Керсти из подруги Рори превратилась в дочь Ларри (Рори был переименован), чтобы соответствовать жанровому штампу «последняя девушка» и обеспечить фильму больший сексапил. В свою очередь, сенобиты превратились в более зловещих, маниакальных существ, которые не предупреждают о том, какие именно наслаждения ждут на другой стороне, а сразу или почти сразу втыкают крючья в тех, кто решает кубик-головоломку, даже если бедняги понятия не имеют, кого они призвали. Кстати сказать, способ вызова сенобитов был для Баркера «приветом из детства» – его дед-моряк часто привозил внуку китайские головоломки.
Будучи не только талантливым писателем, но и способным художником, Баркер собственноручно нарисовал эскизы, иллюстрирующие его видение картины, и предложил проект основанной Роджером Корманом американской независимой студии New World Pictures. Мэтр малобюджетного кино к тому времени студию уже продал, но на ней и без него были люди, способные оценить потенциал проекта, и они почти сразу же согласились вложиться в «Восставшего из ада». Правда, студия могла предложить начинающему режиссеру лишь несколько сотен тысяч долларов. Но, на взгляд Баркера, этого было вполне достаточно для съемок картины без больших звезд, масштабных эффектов и киноэкспедиций. Собственно говоря, ему дали больше, чем Баркер надеялся получить, и в дальнейшем это позволило ему усложнить сценарий – например, включить в него не одного сенобита, а пятерых.
К тому времени когда Баркер подписал контракт с New World Pictures, у фильма уже был продюсер. Друг писателя, будущий английский режиссер Оливер Паркер («Одноклассницы», «Дориан Грей», «Агент Джонни Инглиш: Перезагрузка») знал ассистента режиссера по имени Кристофер Фигг, который хотел начать собственную продюсерскую карьеру. Когда Баркер и Фигг познакомились и подружились, Кристофер помог писателю спланировать будущую картину, подготовить ее бизнес-план и составить для студии пакет документов и творческих разработок, необходимых для того, чтобы проект был одобрен без проволочек.
Проект был официально запущен в начале 1986 года, и Баркер первым делом нашел мастера спецэффектов, который бы смог воплотить его замыслы так, чтобы за картину не пришлось краснеть перед зрителями (спецэффекты фильмов Павлу были разочаровывающе неубедительными). Этим мастером согласился стать Боб Кин – британец, который начал свою карьеру с самых первых «Звездных войн» и ко времени запуска «Восставшего» успел поработать над пятым и шестым эпизодами «Войн», «Темным кристаллом», «Круллом», «Бесконечной историей» и «Горцем». Это было потрясающее резюме, и Баркеру очень повезло, что Кин согласился с ним поработать. Впрочем, это было не только везение. Кин загорелся проектом, потому что ему было интересно сотрудничать с режиссером, наделенным бурной фантазией и могущим изобразить свои причудливые замыслы на бумаге. Кроме того, Кину, как патриоту, было приятно поддержать национальную индустрию, а не только работать на голливудские студии.
В «Звездных войнах» Кин трудился над Джаббой Хаттом и мастером Йодой, и это была отличная подготовка для создания сенобитов, гротескных монстров «Восставшего». Будь то почти человечные Пинхед («Гвоздеголовый») и Женщина, находящийся по полпути между человеком и чудовищем Толстяк или совершенно монструозные Щелкунчик и Инженер. Последнего не всегда включают в число сенобитов, поскольку он – урожденный демон, а не бывший человек. Но не будем вдаваться в детали фантастической Вселенной, которая была в полной мере разработана лишь в сиквелах «Восставшего», уже без участия Баркера. Также Кин и его напарник Джефф Портас создали грим для Фрэнка, который проводит большую часть фильма в виде кошмарного человека без кожи.
Придумывая облик и наряды сенобитов, Баркер вдохновлялся как своими фантазиями, так и теми экспериментами с пирсингом, модификацией тела и садомазохистскими костюмами, которые ему доводилось видеть в фетиш-клубах Нью-Йорка и Амстердама. Хотя сенобиты были явно разделены по половому признаку, Баркер хотел, чтобы они получились хотя бы отчасти андрогинными, существующими за пределами обычного представления о поле и сексуальной ориентации. Сильнее всего этого проявилось в образе Женщины, говорящей неестественно низким голосом и более заинтересованной в пытках Керсти, чем ее «товарищи», охотящиеся за Фрэнком.
Стоит отметить, что образ Пинхеда начал зарождаться задолго до написания «Сердца в аду». Баркер еще в 1973 году, в возрасте 20 лет, сочинил и поставил пьесу «Охотники в снегу», где его школьный друг Даг Брэдли сыграл Голландца, потустороннего палача и пыточных дел мастера. Когда же Баркер работал над короткометражкой 1978 года «Запретный», он снял для фильма доску с вбитыми в нее гвоздями, потому что ему нравилось, как играют тени гвоздей при движении направленного на доску света. Пинхед был сочетанием двух этих идей – палач из иного мира, утыканный расположенными в геометрическом порядке гвоздями. При желании в нем можно было разглядеть намек на Иисуса в терновой короне. Но, конечно, Пинхед был ближе к Антихристу.
Когда Баркер начал распределять роли, Пинхеда никто не хотел играть. Слишком уж неудобным и неприятным был его грим. Поэтому режиссер обратился за помощью к своим друзьям, Дагу Брэдли и упомянутому выше Оливеру Паркеру. У него были для них две роли: эпизодический грузчик, помогающий Ларри и Джули с переездом, и кошмарный сенобит. Оба хотели сыграть грузчика (роль была крошечной, но актеру предстояло появиться в кадре без грима – отличный шанс покрасоваться перед зрителями!), и когда они разыграли между собой эти роли, короткую спичку вытянул Брэдли. Как же он позднее удивился, когда осознал, что изобразил одного из «иконических» монстров западного кино и что Пинхед обеспечил его работой на годы вперед!
Сенобита-женщину также не пришлось долго искать – ее согласилась сыграть Грейс Кирби, кузина Баркера. В свою очередь, Толстяка изобразил Саймон Бэмфорд, а Щелкунчика – Николас Винс (Инженер был огромной куклой, созданной командой Кина). Все они были хоть и неизвестными, но профессиональными актерами. Обычно подобные роли получают каскадеры, но Баркер хотел, чтобы даже молчаливых персонажей изображали люди, привычные к крупным планам. У Пинхеда и Женщины же были реплики, и Баркер считал, что только опытные актеры могут придать убедительность этим странным и, что греха таить, потенциально смехотворным персонажам.
Тем большее внимание режиссер уделял распределению основных ролей. Самая важная из них, как обычно, досталась самому известному из актеров, занятых в проекте. Американец Эндрю Робинсон, в 1971 году ярко дебютировавший в кино в роли серийного убийцы в «Грязном Гарри» и после этого преимущественно снимавшийся в телесериалах, получил роль незадачливого Ларри, а также Фрэнка в кульминационных сценах фильма (перед началом кульминации злодей убивает брата и напяливает на себя его кожу, так что роль в этот момент переходит к другому актеру).
Зловещую Джулию изобразила англичанка Клэр Хиггинс, талантливая театральная исполнительница, которая в то время регулярно появлялась в британских телесериалах. Фрэнка до его низвержения в ад сыграл англичанин Шон Чэпмен, ранее засветившийся в «Подземном мире», а роль Фрэнка-скелета досталась телевизионному актеру Оливеру Смиту. Почему Чэпмен не продолжил играть злодея? Потому что если бы на него нацепили «скелетный» грим Фрэнка, похожий по конструкции на доспехи, злодей получился бы здоровенным громилой. Чтобы персонаж сохранил свой худощавый облик, под его гримом должен был скрываться почти что дистрофик – такой, как Оливер Смит. Поэтому Восставшего в фильме играли три разных актера.
Наконец, роль Керсти, дочери Ларри и падчерицы Джулии, сыграла американская дебютантка Эшли Лоренс, которая понравилась Баркеру умением плакать по команде. Конечно, привлекательная и свежая внешность 20-летней девушки тоже сыграла свою роль. Актриса была изрядно шокирована, когда режиссер на пробах дал ей вводную: «Тебя пытается изнасиловать и убить твой дядя, который напялил на себя кожу твоего отца», но чего не изобразишь ради главной роли!