"Утомленные Солнцем-2. Цитадель".
sirjones — 06.05.2011 Теги: Мень Меньшиков КотоваСначала о фильме как о фильме. По большому счету, если взять из первой половины второй части этизоды с Меньшиковым, выбросить все остальное на помойку, прикрутить эпизоды с Меньшиковым ко сторой половине второй части, а потом выкинуть из получившегося месива часа полтора, то вышел бы неплохой (несмотря на всю хрень) фильм про то, как Митя вынул Котова с того света и отомстил ему еще раз. Я снимаю все претензии к Меньшикову, высказанные по результатам просмотра первой половины второй части. В "Цитадели" он вполне себе выдает Костика и весьма скрашивает унылое в целом действо. Дальше спойлер.
Чтобы не писали про фильм критики, он не представляет собой нечто целое. Просто бессвязное повествование укладывается в несколько дней сентября 1943 года.
Структура:
1. Толстый немец-мышелюб с каким-то странным стреляющим прибором сидит в башне цитадели и мурлычет под нос Вагнера. Собственно с "Траурного марша" из "Тангейзера" открывается фильм. Под звуки Вагнера нарождается комар, который затем летает где хочет и касается лиц спутников Котова, сидящих в окопах, а одного (который дебил с дверью на спине), даже спасает ненароком (ВНЕЗАПНО!!!)от пуль немца-меломана. Я некоторое время думал, где мне уже встречался сей комар, потом вдруг вспомнил.
http://www.imdb.com/title/tt0120912/
2. Генерал, командир чего-то, что пытается взять эту цитадель, напивается и велит штрафному батальону (напоминаем, что Котова пытались из него отпустить, но он с товарищами остался) штурмовать бетонную крепость в лоб. По здравому разумению, ее проще было бы снести из гаубиц. Крепость стоит на холме, маскировки нет. Амбразуры раза в два больше форточки в хрущебе. Артдивизиону РГК часа на три работы. Но советские генералы, как известно, не ищут легких путей, особенно если перед ними замаячит перспектива загубить побольше своих солдат. Необходимость атаки генерал обставляет тем, что необходимо произвести разведку боем с целью выявления новых огневых точек, поскольку после последней атаки немцы их поменяли (наверное, заколотили старые амбразуры навозом с соломой и проколупали новые). А в окопы штрафников полководец велит посадить заградотряд, а штрафникам выдать двойную дозу спирта. Узнав о предстоящей атаке Мерзликин заявляет, что в атаку не пойдет, но не потому, что смерти боится, а потому, что ему перед немцами стыдно за командование. На это Котов ему смиренно отвечает, что одним положено командовать, а другим приказы выполнять. Компания перемещается в окоп. Уже в окопе Котов УНЮХИВАЕТ приближение Мити и так его пугается, что бежит в атаку первым, увлекая за собойколлег и срывая срок начала атаки. Заградотряд радостно стреляет в спины наступающим бойцам.
2. Надя (где-то после демонстрации сисек ее контузило и она решилась речи) принимает участие в эвакуации госпиталя и подсаживает в машину беременную в последней стадии и со всеми признаками усиленного питания даму (в миру старшая сестра Н. Михалковой Анна). Дама некрасиво кривит свое некрасивое лицо, в общем, изображает. На госпитальную колонну налетают Ju-87. На этот раз летчики уже не пытаются обдрестать транспортные средства, а сразу начинают их атаковать, а дама сразу начинает рожать. Санитарка Надя сидит в кабине, а роды принимают раненные солдаты, сопровождая процесс шутками разной степени казарменности. Когда роженица освобождается от бремени, выясняется, что дитя от немца, но зачато насильственным образом. Одновременно выясняется, что немцы уничтожили ВООБЩЕ все, что ехало и полянка, на которой развернулась драма, напоминает середину известного анекдота про мышь полевую, зарубленную топором. Предполагается, что мы должны предположить, что это бог отвел пули и бомбы от автомобиля, в котором происходили роды, но мы с вами знаем - дело исключительно в гуманизме немецких летчиков. Да. Им теперь приходится бомбить все, что движется под Красным Крестом, но только потому, что их обстреливают. Но в данном случае они не могли не отвести огонь от автомобиля, в котором разворачивается величественное действо рождения нового человека. Осознав факт чудесного спасения, бойцы принимают решение назвать ребеночка Иосифом Виссарионовичем и начинают в меру сил плясать в кузове.
3. Митя привозит Котова на берег реки, устраивает себе помывку, более напоминающую омовение, и демонстрирует крестильный крестик на груди, а также тот факт, что актер Меньшиков загорает в трусах. Затем он троллит Котова, который думает, что его расстреляют, потом дает ему свой пистолет и рассказывает, что и как устроил с ним и его семьей. Тут уже Митя думает, что Котов его убьет, но тот тратит пули в пустоту. А затем Митя выдает Котову полевую сумку с погонами генерал-лейтенанта и орденами, отобранными при аресте.
4. Котов и Митя, в общем, подружившиеся, едут троллить бывшее котовское семейство на дачу. Супруга Котова, которой Митя когда-то дал почитать его показания на нее, ушла и от Мити, живет с второстепенным персонажем из первой серии и родила от него сына. Часть персонажей из первой серии в силу естественной убыли актеров поменялась лицом. Для троллинга своих бывших родственников Котов использует резинового гусика с пищалкой (на деле это - аист, но мы-то знаем, что он символизирует именно тотемного тоталитарного гусика), уестествляет Марусю на чердаке. На утро Маруся с домочадцами бежит куда-то на поезде. Котов остается один, победяет трех воров на перроне (используя выкидной из железной руки ножичек), потом по-быстрому гуляет на свадьбе инвалида войны и уезжает к тов. Сталину.
5. Тов Сталин поит Котова вкусным и полезным чаем, и в процессе чаепития ставит задачу: 15 тысяч граждан, призванных на освобожденной территории, вооружаются черенками от лопат и идут штурмовать цитадель. Смысл замысла тирана состоит в следующем: когда будут опубликованы фотографии мертвецов, война станет по-настоящему народной. Поскольку нас уже предупредили о том, что в отличие от предыдущей, историчной, серии, данная является типа притчей (предыдущая тоже, но, что она притча авторы осознали уже сильно после провального проката), в данной картине допустима любая невменяемость. Тем не менее, как-то не верится, что в сентябре 1943, когда война уже явно складывается в нашу пользу, а немцы начинают получать удары один сильнее другого, Сталин еще сомневается, что народ полностью вовлечен в войну.
6. Митя выполнил миссию и сдан в застенки, чему радуется как ребенок. Он убивает наконец-то этого сраного мотылька, который все время летал.
7. Под гармонь Котов с дрыном и еще 15 тысяч человек бредут на цитадель. Толстый немец готовится всех убить. Командир цитадели приказывает подпустить на 500 метров и стрелять. Но сам он на это смотреть не станет, поскольку он - офицер, а не палач. Толстый немец выцеливает Котова, но что-то закрывает прицел. Ой! Это же паучок!!! Немец тянется снять его, получает пулю от древесного якута, падает, задевает склянку, из которой проливается горючая жидкость. Мышка выпрыгивает из колеса и задевает очки, которые лежат на пропитанной воспламеняющейся жижей газете, в линзы очков начинает светить Солнышко, а дальше...
Узнал ваш муж прекрасная маркиза
Что разорил себя и вас не вынес он подобного сюрприза
И застрелился в тот же час
Упавши мертвым у печи он опрокинул две свечи
Попали свечи на ковер и запылал он как костер
Погода ветреной была ваш замок выгорел дотла
Огонь усадьбу всю спалил а с ней конюшню охватил
Конюшня запертой была а в ней кобыла умерла
Мордор взрывается, Котов встречает свою дочь, которая от радости наступает на шпрингмину, но все чудом спасаются (барышни в зале рыдали слезами). И финал: Котов едет на Берлин, а Чурикова, играющая полоумную старуху, заступается за полоумного немца-регулировщика. Пересказать это я не в состоянии.
Резюме. Затянутая и истеричная драма, больше напоминающая "Дачную поездку сержанта Цыбули", только еще смешнее. Иногда унылое сие действо прорывается яркими вспышками настоящего Михалкова, котрые напоминают зрителю, какой талантище погибает на их глазах. Смотреть в кино это нет смысла - долго, нудно, неинтересно и никакой не блокбастер.
|
</> |