Утраченные храмы Поволжья
anatoliy_brovko — 29.09.2011 Теги: Успенский Подборка старых открыток от С.В.Старикова - Утраченные Храмы Поволжья«Волга-матушка!», «Волга-кормилица!», «Волга-красавица!», - какими только эпитетами не награждал свою реку русский человек. Когда-то, сто лет назад, она была такой. За последние девять десятилетий Волга неузнаваемо изменилась. Ни одна река нашего Отечества не страдала так жестоко, как Волга. В результате «великих строек социализма» Волга потеряла свои исконные берега. Разливы водохранилищ нарушили природу и экологию волжского бассейна. Исчезли целые города и селения. Непоправим культурный и духовный урон, нанесённый волжской земле. Как страшный смерч пронеслось над Волгой богоборческое движение 1920 - 1930-х гг., когда были разрушены десятки тысяч православных храмов, монастырей, часовен. Закрывались католические костёлы и лютеранские кирхи, запустели мечети. Бесценные реликвии растащены, разграблены, изуродованы. Этот духовно-нравственный урон сопоставим по своим масштабам с национальным бедствием. Богоборческая власть искореняла православные святыни. Храмы и монастыри взрывали в мирное время, стирали с лица земли, чтобы уничтожить все корни старой России, чтобы лишить народ малейшей возможности возвращения к своим истокам.
Открытки данного выпуска воспроизводят лишь малую частицу того, что мы потеряли. Сегодня эти храмы, монастыри, часовни сохранились только на старинных открытках и фотографиях. Так давайте же посмотрим повнимательнее на то, что мы не сберегли. Это были лучшие православные святыни, которыми гордилась не только Волга, но и вся Российская Империя. За последние 10-15 лет кое-что начинает возрождаться. И есть надежда, что этот процесс будет продолжен, и мы вновь обретём те истоки и корни, которыми веками питалось великое древо государства Российского.
№61. Тверь. Спасо-Преображенский собор.
Главный храм г.Твери - кафедральный собор. Построен в конце XVII в. на месте деревянной церкви на территории Тверского Кремля. Неоднократно обновлялся. Куб храма был увенчан величественным пятиглавием. Пять куполов ярко синего цвета украшались золотыми звёздами, венчались ажурными крестами. К западу от собора стояла трёхъярусная колокольня, построенная в XVIII в. Её синий купол со звёздами гармонировал с собором. Внутри собор отличался
богатством отделки. Шестиярусный иконостас был отделан золотом и серебром. Стены украшены фресками и старинными образами. В соборе покоились мощи тверского князя Михаила Ярославича, убитого в Золотой Орде в 1318 г. В 1902 г. они были переложены вновую серебряную раку. Собор был взорван в 1936 г. На его месте в 1953 г. был возведён памятник М.И. Калинину.
№62. Село Кимры. Покровский собор.
Село Кимры Тверской губернии было знаменито на всю Россию сапожным промыслом. Говорили, что во время Отечественной войны 1812 г. кимрские сапожники обули всю русскую армию. В богатом селе в 1825 г. был построен грандиозный Покровский собор, являвшийся одним из лучших сельских храмов России. Большие главы на массивных барабанах делали храм несколько тяжеловесным, но в ансамбле с лёгкой и ажурной колокольней собор величественно
смотрелся с Волги и из любой точки села. Внутри - пятиярусный иконостас, фрески, иконы в окладах ещё больше подчёркивали это величие. В соборе находилась местночтимая икона Спаса Нерукотворного. На колокольне среди 15 колоколов имелся один из самых больших колоколов Тверской губернии весом более 1666 пудов. В 1936 г. собор был взорван. Сейчас на этом месте находится драмтеатр.
№63. Город Молога. Воскресенский собор.
Уездный город Молога Ярославской губернии находился у слияния реки Мологи с Волгой. Уже в XVII в. здесь были «торги великие». В 1767 г. построен Воскресенский собор в традициях церковного зодчества XVII в. В 1880-е гг. собор был поновлён местным благотворителем купцом П.М.Подосеновым. В соборе имелось пять престолов. Стройная трёхъярусная колокольня придавала храму лёгкость и выразительность. Мологе не повезло. Город разделил судьбу многих городов и селений на Волге. В результате разлива Рыбинского водохранилища в 1940 г. Молога была затоплена. Жители переселены, а храмы и здания (5 церквей, больше 900 домов, в том числе 100 каменных) разрушены. Лишь в засушливое лето остатки храмов и домов выступают из-под воды, напоминая о себе.
№64. Ярославль. Древний храм св. Апостолов Петра и Павла.
«В Москве храмов много, но в Ярославле ещё больше», - так говорили про красавец-Ярославль в начале XX в. Среди храмов ярославской школы зодчества XVII в. выделялась Петропавловская церковь на берегу Волги, построенная в 1690-е гг. Храм соборного типа имел свои особенности: укрупнённое красивого рисунка пятиглавие, богатейшие изразцовые наличники алтарных окон, ломаная форма шатра колокольни, богатый декор стен. На тонких «шейках» глав
возносились ввысь кресты. Необыкновенно выразительный силуэт храма был рассчитан на вид с Волги. Все приплывавшие к Ярославлю по Волге обращали на него внимание. Он являлся «визитной карточкой» этого волжского города. Разрушен в 1937 г.
№65. Николо-Бабаевский мужской монастырь с реки Волги.
На правом берегу Волги, примерно на половине пути от Ярославля до Костромы, стоял Николо-Бабаевский монастырь. Основан в XVII в. в результате чудесного обретения иконы Николая Чудотворца. Её обнаружили на приплывшем по воде весле. В старину такие вёсла, употреблявшиеся в качестве руля при сплаве леса, назывались «бабайками». В XVII -XIX вв. монастырь достиг своего расцвета. В нём было четыре храма.
В 1877 г. построен величественный двухэтажный Иверский собор, купол которого напоминал архиерейскую митру и был украшен изображениями наиболее чтимых икон Пресвятой Богородицы. В этом монастыре провёл свои последние годы святитель Игнатий Брянчанинов, известный русский богослов и писатель XIX в. В 1920 г. обитель была закрыта. Храмы взорваны. С 1998 г. монастырь восстанавливается.
№66. Кострома. Кафедральный собор.
На возвышенном берегу Волги был расположен главный храм Костромы - Успенский собор. В соборный ансамбль входила колокольня, являвшаяся украшением города. Выше четвёртого яруса находились городские часы с боем. Колокольня завершалась золочёным шпилем с крестом. Слева от колокольни находился Богоявленский собор, построенный в 1791 г. Главную роль в ансамбле играл пятиглавый Успенский собор, золотые купола которого горели на солнце. Собор был восстановлен после пожара 1773 г., имел богатое внутреннее убранство. В храме находилась главная святыня Костромы - Фёдоровская икона Божией Матери. Костромской соборный комплекс считался одним из лучших в России ансамблей русского церковного зодчества XVIII в. Он был взорван в 1934 г.
№67. Кривоозёрский монастырь на Волге близ г. Юрьевца.
Троицкая Кривоозёрская пустынь находилась на левом берегу Волги, близ впадения реки Унжи в Волгу и озера Кривого, напротив г.Юрьевца Костромской губернии (ныне Ивановская область). Монастырь был основан в 1634 - 1641 гг. монахом Симеоном в память блаженного Симона, юродивого из г. Юрьевца, предсказавшего создание обители на этом месте. В обители имелось четыре храма: пятиглавый Троицкий собор XVII в., церкви Александра Невского,
святого великомученика Антипы, Иерусалимской иконы Божией Матери. В начале XX в. братия монастыря насчитывала 50 монахов и послушников. В обители находился чудотворный список Иерусалимской иконы. Уединённая обитель привлекала художников. Здесь И.И.Левитан написал картины «Тихая обитель», «Вечерний звон». Монастырь ушёл под воду при разливе Горьковского водохранилища.
№68. Нижний Новгород. Спасо-Преображенский собор в Кремле.
В Нижегородском Кремле возвышался Спасо-Преображенский собор. Он несколько раз перестраивался. К началу XIX в. старинной оставалась лишь шатровая колокольня собора 1719 г. В 1829 - 1834 гг. храм построили заново в виде массивного куба с пятью главами. Автором проекта был петербургский архитектор А.И.Мельников. Собор был дорог нижегородцам своими святынями. Здесь, в склепе под храмом, находились усыпальницы нижегородских князей и иерархов церкви. На стенах сохранялись знамёна, под которыми сражались нижегородские ополчения во время Отечественной войны 1812 г. и Крымской войны 1853 - 1856 гг. Собор имел много древней церковной утвари. В 1929 г. храм варварски взорвали, а на его месте построили Дом Советов.
№69. Нижний Новгород.Гробница Минина в кафедральном соборе.
В Спасо-Преображенском кафедральном соборе Нижегородского Кремля покоился прах великого нижегородца, славного сына Земли Русской Козьмы Минина. Его могила в соборе была обозначена памятником-часовней, сооружённой в 1878 г. по проекту архитектора Даля. Восьмигранный шатёр в русском стиле XVII в., обильно украшенная сень были окружены решёткой. По сторонам висели ополченческие знамёна. Открыв решётку у часовни, можно было спуститься в нижний храм-склеп. Там находился саркофаг - гробница Минина. На мраморном саркофаге имелась табличка со стихами, заканчивающимися так: «Се Минович Козма здесь телом почивает, всяк истинный кто Росс - да прах его лобзает». После разрушения храма останки К. Минина были перенесены в Архангельский собор.
№70. Нижний Новгород. Благовещенский собор.
В центре Благовещенской площади, около Нижегородского Кремля, стоял один из древних храмов Нижнего - Благовещенский собор. Храм был заложен ещё в XIV в. князем Дмитрием Константиновичем в честь его ангела и прежде назывался церковью Дмитрия Солунского. Сначала храм был деревянным, а в 1696 г. построен каменный в традициях русского церковного зодчества XVII в. Собор небольшого объёма отличался оригинальной изразцовой каймой вокруг основного куба храма. Пять куполов венчали старинные прорезные кресты. Интерьер храма был украшен старинными образами, древней церковной утварью. Весной 1930 г. собор был:"снёсен." Сейчас на этом месте (площадь Минина и Пожарского) находится статуя Минина.
№71. Казань. Иоанно-Предтеченский (Ивановский) монастырь.
Рядом с Казанским Кремлём, на Ивановской горе, в середине XVI в. святитель Герман основал Иоанно-Предтеченский монастырь. Первоначально деревянные постройки в XVII в. стали заменять на каменные. Дважды пожар опустошал обитель. В 1818 г. её стали восстанавливать. Из-за пожаров старый трёхшатровый храм в 1886 г. разобрали до основания. В 1887 - 1899 гг. построен новый собор. Он имел, как и древний, три шатра, но был в два раза выше и объёмнее. Строительство храма обошлось в 100 тыс. рублей. В соборе находилась икона святителя Германа XVI в. с частицей его мощей. В 1929 г- монастырь был закрыт. Храм разрушен в 1930-е гг. Остальные здания монастыря сохранились. В 1992 г. здания монастыря переданы Казанской епархии.
№72. Казань. Казанский Богородицкий монастырь.
Богородицкий монастырь в Казани был основан на месте чудесного явления Казанской иконы Божией Матери 8 (21) июля 1579 г. На месте явления, в центре монастыря, в 1798 - 1808 гг. по проекту архитектора И.Е. Старова был построен грандиозный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Монументальность собору, выстроенному в классическом стиле, придавали широко расставленные главы, портики и широкие лопатки по стенам. Главной святыней собора являлась Казанская икона Божией Матери в драгоценной ризе. В 1904 г. икона подверглась дерзкому ограблению. Драгоценности найдены, но старинный образ утрачен. В 1938 г. монастырский собор был взорван. В 1994 г. оставшиеся постройки монастыря переданы Казанской епархии.
№73. Казань. Успенская улица и часовня Александра II.
Часовни составляли неотъемлемую часть православных храмов и монастырей в городах России, в том числе и в Казани. Здесь имелось пять часовен. Две из них были посвящены памяти Государя Императора Александра II - Царя-Освободителя. Первая стояла около здания дворянского собрания на Грузинской (ныне Маркса) улице и была поставлена в память избавления царя от гибели во время первого покушения на него 4 апреля 1866 г. Вторая (на открытке)
находилась на пересечении улиц Гостинодворской и Успенской (ныне Чернышевского и Кирова) в ограде Владимирского собора. Она была построена в память мученической кончины Государя 1 марта 1881 г. Шатровая с пятью главами яркая часовня напоминала маленький теремок. Вместе с собором она была уничтожена в 1930-е гг.
№74. Симбирск. Кафедральный собор.
Украшением центральной части города - симбирского «венца» -являлись два кафедральных собора: Николаевский зимний (слева) и Троицкий летний. Первый построен ещё в момент основания города в 1648 г. Сначала он был деревянным, а в 1702 - 1712 гг. выстроен каменный. В середине XIX в. к пятиглавому собору была пристроена 4-х ярусная колокольня. Иконостас храма имел иконы древнего письма. Троицкий собор был заложен Императором Александром I. Он строился в 1824 - 1841 гг. по проекту архитектора М.П.Коринфского как памятник победы в Отечественной войне 1812 г. Построенный в стиле классицизма, он напоминал Исаакиевский собор в Петербурге. Служба в нём совершалась только летом. Интерьер храма поражал обширным пространством и яркой настенной росписью. Николаевский собор был разрушен в 1920-е гг., а Троицкий, несмотря на отнесение его к памятникам архитектуры, взорван в 1936 г. Так Симбирск лишился своих соборов. Сейчас здесь пустынная площадь с памятником Ленину.
№75. Симбирск. Вознесенский собор.
На пересечении улиц Большой Саратовской и Московской (ныне Гончарова и Ленина) стоял Вознесенский собор. Храм неоднократно перестраивался и обновлялся: вскоре после основания Симбирска здесь была приходская деревянная церковь; в XVIII в. деревянный храм сменил каменный в два этажа с приделом и колокольней. В 1844 г. приходской храм становится соборным. В 1900 - 1906 гг. старый собор, кроме колокольни, был разобран, и по проекту архитектора Розетти возведён храм в «русском стиле» с использованием элементов церковного зодчества XVII в., увенчанный куполами и шатрами. На верхнем ярусе колокольни находились часы, подаренные городу графом В.П.Орловым-Давыдовым . Собор был уничтожен в 1935 г. Часы с колокольни установлены на доме Гончарова в 1974 г. Сейчас на этом месте находится сквер им. И.А.Гончарова.
№76. Самара. Кафедральный собор.
Воскресенский кафедральный собор в Самаре был воздвигнут на самой высокой точке города. Прекрасный вид на него открывался с Волги. Называемый часто собором Александра Невского (по одному из приделов), храм считался одним из лучших в Поволжье. Собор строился в 1869 - 1894 гг. на пожертвования благотворителей по проекту петербургского архитектора Э.И.Жибера. В плане собор имел очертание круга. Его венчали одна большая и 12 малых глав. Храм окружала крытая галерея.
С западной стороны примыкала пятиярусная колокольня. В архитектуре собора преобладали византийские черты: шлемовидные купола, выраставшие из барабанов, тройные арочные окна, сложность и пирамидальность объёма. В византийском стиле выполнена внутренняя отделка. Храм вмещал 2,5 тысячи человек. Собор строился на века, но простоял чуть больше времени, чем возводился. Разрушение собора началось в 1930 г. и закончилось в 1932 г. Взрывали его несколько раз. В соседних домах даже вылетали стёкла. Сейчас на этом месте находится площадь Куйбышева.
№77. Саратов. Кафедральный собор
Александро-Невский кафедральный собор в Саратове был построен в 1815 - 1825 гг. и стоял на главной площади города - Соборной. Храм строился по проекту архитектора В.П.Стасова. 3-х ярусная колокольня закончена в 1842 г. Собор сооружён в память победы в Отечественной войне 1812 г. и участия в ней саратовского ополчения. В храме хранились боевые знамёна ополченцев и другие реликвии. Саратовцы называли этот собор Новым, в отличие от Старого Троицко-
го, находящегося недалеко от Волги. Мемориальный характер храма подчёркивала его классическая строгая архитектура: фронтоны, портики, колонны усиливали его предназначение. В соборе совершались молебны при отправке на фронт саратовских новобранцев. Ликвидация храма началась в начале 1930-х гг., а закончилась лишь в 1940-х. Сейчас на его месте находится стадион «Динамо».
№78. Саратов. Собор св. Князя Владимира.
Князе-Владимирский собор в Саратове был воздвигнут в 1888 г. в память 900-летия крещения Руси. Он строился на добровольные пожертвования саратовцев всех сословий. Архитектурный проект храма-памятника разработал саратовский городской архитектор А.М.Салько. Собор выстроен в «русском стиле», который был очень популярен в 8о - 90-е гг. XIX в. Центральный барабан и глава, обильно украшенные кирпичным декором, окружены четырьмя боковыми шатрами. Декоративная обработка фасадов придала храму праздничный облик. Собор стоял на Полтавской площади, названной так в честь 170-летия победы русских войск под Полтавой. В 1903 г. на площади был разбит парк. Собор разрушен в начале 1930-х гг. На его месте сейчас находится Детский парк.
№79. Саратов. Лютеранская кирха.
Евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии в Саратове на улице Никольской (ныне Радищева) известна с 1793 г., когда появилось первое её деревянное здание. В 1879 г. возведена каменная кирха по проекту архитектора К.В. Тидена. Высокий шпиль с крестом эффектно смотрелся среди городской застройки. Богослужебный зал отличался замечательной акустикой. В любом месте отчётливо слышался голос пастора. При храме существовали школа и Дом милосердия. Саратовский приход Святой Марии объединял более 16 тысяч лютеран, в подавляющем большинстве поволжских немцев, и входил в десятку самых многочисленных лютеранских приходов Империи. В 1935 г. кирху закрыли. В ней размещались разные учреждения. В начале 1960-х гг. храм был разрушен. Сейчас здесь корпус Саратовского аграрного университета.
Сколько прекрасных архитектурных шедевров взорваны, разрушены, оставшись нам только на открытках.
Зачем, за что??!
Среди варварски разрушенных храмов есть и наш Александро-Невский Собор. 60 метров в высоту. Этот собор был украшением и главным духовным центром дореволюционного Царицына. Он находился на месте сегодняшней площади Павших Борцов.
№80. Царицын. Александро-Невский собор.
Главной православной святыней г. Царицына являлся собор Александра Невского на главной Александровской площади (ныне пл. Павших Борцов г. Волгограда). Строительство собора было связано с посещением Царицына Государями Императорами Александром II и Александром III. Сначала построили часовню в честь Царя-Освободителя, а в 1901 - 1916 гг. возведён грандиозный собор в память Александра III, его небесного покровителя святого князя Александра Невского. Освящение храма состоялось в 1918 г., уже при советской власти. В 1929 г. большевики закрыли собор, сняли кресты и колокола. Сначала здание хотели приспособить под советские учреждения, но потом решили взорвать. В марте 1932 г. в результате взрыва собор осел и превратился в груду кирпича. Сейчас на месте храма стоит часовня собора Александра Невского. Принято решение о возрождении храма. В 2003 г. состоялась закладка первого камня.
В апреле этого года, когда мы проводили крестный ход, на месте, где установлен этот камень я говорил о том, что взорванный Собор будет восстановлен в полном соответствии с тем шедевром, который сегодня мы можем видеть на открытке. И постепенно, всем миром, он будет восстановлен. Вопросы с землёй с администрацией Волгограда решен, затраты по подготовке проектно-сметной документации взял на себя частный инвестор. Строительство собора имени Александра Невского начнется уже в 2012 году.
Сегодня, на рабочей встрече по обсуждению эскиза проекта получили благословение на восстановление разрушенного.
|
</> |