
ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. БУЛЛИТ (1968)


Буллит значит "пуля".
Это главного героя так зовут: лейтенант Фрэнк Буллит.
У нас настолько прямолинейное название казалось бы странным, да и фамилии такой не бывает - Пулин.
А по-английски в самый раз.
Фильм этот знаменитый.
Культовый.
Квентин Тарантино вообще считает его образцом того, что есть кино как таковое – целостность, свобода, всё круто и не даёт заскучать.
"Один из лучших фильмов в мире" - даже так.
Честно признаюсь, Тарантино для меня не авторитет – его фильмы я не люблю.
Но он настолько ценит это кино, что на обложке его книги "Киноспекуляции" фото со съёмок именно "Буллита":

"Буллит" это полицейский триллер, то есть жанр весьма заезженный.
В том числе заезжены и многие открытия "Буллита".
Они потом тиражировались в других фильмах бесконечное множество раз.
Так что сегодня оценить их смелость и свежесть в оригинале уже трудно.
Но всё-таки и сегодня тут есть что смотреть.
Очень даже.
Сюжет…
В основе сценария роман "Немой свидетель" Роберта Л. Фиша.
Он о честном и очень крутом полицейском, который, несмотря на интриги продажного прокурора, таки ловит и обезвреживает убийцу:

По мнению Тарантино, сюжет не запоминается ни с первого, ни с десятого раза (другие не запомнили кто с четвёртого, кто со второго).
Но по-моему, не так уж всё и сложно.
Фрэнку Буллиту поручают охранять на выходных ценного свидетеля преступлений мафии (свидетель и сам гангстер).
Свидетеля быстренько убивают – вот вам и "немой свидетель".
Буллит понимает, что дело нечисто:

Он прячет тело, и теперь у него развязаны руки до понедельника.
За это время надо разобраться, в чём дело, кто мутит воду.
Дальше понеслось.
По всем законам полицейского боевика:

Понятно, что главное в этом фильме – сам Буллит.
Потому что играет его Стив Маккуин.
Суперзвезда Голливуда.
Легенда с громадными гонорарами:

Буян и антигерой:

Гонщик, страстный любитель машин и мотоциклов, "король крутизны":

Симпатизант хиппи и идеи свободной любви:

Икона стиля:

И пр., и др.
Короче, Маккуин был в те годы невероятно популярен.
Но харизма, оказывается, такая штука, что выветривается с годами.
И теперь сложно догадаться, почему 50 лет назад этот человек на экране со скромной наружностью сантехника и вечным крупным планом в фас так неотразимо действовал на сердца зрителей:

Хотя американцам, наверное, тоже придётся объяснять, отчего на наших зрителей магнетически влиял Владимир Высоцкий.
Вообще-то в романе-первоисточнике главный герой - крутой полицейский – это пожилой полноватый человек.
Изначально его должен был играть Спенсер Трейси:

Но Трейси внезапно умер от сердечного приступа.
Отчасти именно из уважения к Трейси Маккуин и согласился сыграть эту роль: по жизни он терпеть не мог полицейских.
Ещё с бесприютного детства и шальной юности.
Но надо так надо.
Полицейских ухваток Маккуин набрался у Дэйва Тоски – знаменитого копа из Сан-Франциско (Тоски прообраз не только Буллита, но и главных героев фильмов "Зодиак" и "Грязный Гарри"):

Позаимствовал Маккуин и фирменную кобуру Тоски:

Разумеется, получилось совсем не то кино, что было бы с Трейси.
Маккуин привык сам всем заправлять и первым делом сам выбрал режиссёра – малоизвестного британца Питера Йейтса:

Для Йейтса это был первый фильм в Америке, но раз Маккуину понравилось, как Йейтс снимает гонки, то его взяли без разговоров.
И не прогадали.
На роль антагониста Буллита – коррумпированного прокурора Чалмерса – Маккуин уговорил Роберта Вона, с которым снимался ещё в "Великолепной семёрке":

Пакостный прокурор получился у Вона таким убедительным, что когда актёр - политический активист – решил сделать реальную политическую карьеру, она не задалась.
Избиратели видели в Воне гнусного героя "Буллита":

Напарником Буллита стал друг Маккуина по жизни Дон Гордон:

Все свои!
Не знаю, как выглядела бы любовная линия, если бы Буллита играл Трейси.
Но Маккуин-Буллит вместо занудной полицейской жены получил прелестную юную подругу в облике Жаклин Биссет:

Роль, конечно, самая банальная: Жаклин то лежит в постели, то, полуодетая, мило прохаживается по квартире, то везёт бойфренда на смешной жёлтой машинке:

А попав случайно на место преступления, где работают эксперты, закатывает якобы многозначительную сцену "Фрэнк, ты живёшь в канализации!" (как будто не знает, что Фрэнк полицейский):

Но смотреть на такую красоту очень приятно:

Однако самую шумную славу фильму принесла сцена погони на машинах по улицам Сан-Франциско.
Поехали!

Это абсолютная классика кино.
Главные герои этой сцены – Форд Мустанг (за рулём Буллит/Маккуин):

И Додж Чарджер - вот такой же:

За рулём Доджа негодяй, рядом хладнокровный убийца:

Динамизм сцены достигается броским рваным монтажом (Оскар за монтаж 1969 г.)
И пусть искатели ляпов утверждают, что погоня проносится несколько раз по одному и тому же месту – впечатление безумной гонки полное:

"По кочкам, по кочкам в ямку- бух!"
Это по улицам Сан-Франциско бешено мчатся две машины.
Прыг:

Скок:

И никакой музыки, какая была принята в Голливуде для нагнетания драматизма.
В фильме музыка вообще-то есть, и хорошая – нервный джаз Лало Шифрина.
Но тут ничего не слышно, кроме рёва моторов и оглушительного скрипа тормозов:

Для съёмок этой сцены на несколько дней перекрывали то одну, то другую улицу Сан-Франциско.
Это потому, что тогдашний мэр Джозеф Алиото мечтал вдохнуть в город новую жизнь и прославить его в кино:

Потому свободу киношникам в использовании натуры дали небывалую.
Снимали и в аэропорту:

Да, ещё и ради этого стоит смотреть сегодня это кино: британец Йейетс создал впечатляющий образ Америки 1960-х.
"Когда машины были большими", а процветание полным и ещё почти ничем не омрачённым.
Всё бурлит, всё мощно, всё избыточно и горячо: массы автомобилей под яростным солнцем, шум и гул города, кишение толп в аэропорту.
Всё тут самое настоящее.
Декораций минимум – это было принципиально.
И мэр Сан-Франциско поспособствовал.
Даже больница и та настоящая – киношникам отдали целое крыло городской клиники, снимались реальные врачи и медсёстры:

Так была сделана ставка на полный разрыв с голливудской театральщиной.
Только густой реализм будничной жизни!
И авторы выиграли.
Фильм произвёл фурор во всём мире:

Немецкий постер заманивал зрителя экшн-сценами:

Тут упор сделан на знаменитую гонку форда и доджа:

И вот ещё такой был смешной ("ну и рожа у тебя, Шарапов"):

И вот ещё что.
Маккуин не был бы столпом стиля небрежной элегантности, если бы после такого громкого и успешного фильма его гардероб не ушёл бы "в народ".
И он ушёл. Весь, целиком.
Ведь у стиля актёра были миллионы подражателей.
Хотя, казалось бы, Буллит одет подчёркнуто буднично и неброско.
Вот его знаменитый куцый плащик-тренчкот, хит 1960-х:

Любопытно, что в том же 1968 году в таком же плащике появился и надолго застрял на телеэкранах ещё один известный лейтенант полиции (правда, уже из Лос-Анджелеса):

Ещё прославился и стал образцом для подражания этот пиджак из твида и с кожаными заплатками на локтях:

Здесь можно рассмотреть его получше:

А сколько парней по всему миру после фильма надели точно такие же тонкие синие свитерки:

Даже обувь Буллита поклонники разглядели и побежали покупать себе такую же:

То есть замшевые ботинки-дезерты с двумя парами дырочек для шнурков:

Кино снимали в самой гуще жизни – и кино вернулось в гущу жизни множеством отражений.
Это и есть успех.
А Тарантино с сюжетом так и не разобрался.
Но нашёл, что это достоинство фильма:
"Мы понятия не имеем, что происходит. Но персонажи на экране знают, что делают.
И нам плевать, потому что смотрится это кайфово".
|
</> |