Иммануэль Шило
ПОИСТИНЕ, ГЕНИЙ ИЗОБРЁЛ СЛОВО «АДАТА» ! (*)
Это слово было исполнено самого угрожающего смысла, когда его начали использовать в общественных дискуссиях ушедшего года.
Ясное дело, говоря «гений», имеем в виду – в смысле ЗЛОЙ ГЕНИЙ. Использование этого неологизма началось уже несколько лет назад, и положили этому начало светские левые члены Академии языка иврит, ведя беседы против религиозного засилья в армии — вот тогда-то они впервые и назвали религиозное засилье – АДАТА(от ивритского ДАТ – религия – прим.перев.).
Опасность религиозного засилья отобразилась грозно звучащим словом – и вследствие этого было предпринято немало шагов, чтобы сократить военный раввинат, замедлить процесс роста в звании религиозных командиров и их продвижение в армейскую иерархическую верхушку.
А уж в этом году термин АДАТА стал использоваться при
ведении бесед, отображающих также явления, происходящие в
гражданской жизни.
Слово АДАТА применялось для нападок на деятельность девушек из
«национальной службы», которых приглашали на добровольных началах
для обучения базовым понятиям иудаизма в светских
школах.
Сюжеты на телевидении посвящаются атакам на АДАТА, исходящее от центра изучения Торы в городах центра страны. Даже школьные учебники представляются как источники этого ужасного АДАТА – ведь там имеются цитаты из первоисточников или упоминания о религиозных деяниях.
До чего же оно жуткое, пугающее слово – АДАТА!.. Ныне уже не говорят о религиозных проповедях морали или о возвращении к религии. А-ДА-ТА!.. РЕЛИГИЗАЦИЯ!.. или в нашем конкретном случае — ИУДАИЗАЦИЯ!..
Вот это уже звучит как некий диагноз. А то и того хуже: «Нас подстрекают и устраняют! Гевалт!!!» — ну, чистой воды подстрекательство и устранение!.. А если выразить этот кошмар одним словом, то оно и получается: АДАТА, сиречь — ИУДАИЗАЦИЯ!
Это уже название действия, сиречь — глагол. Ну, и как «отглаголить» термин? А очень просто: например, от «подстрекательства» мы получаем «подстрекать». А от «иудаизация» — «иудаизировать»…
Ну, это уж пусть лингвисты-профи решают (в т.ч. и в Академии языка иврит), это уж их прямая обязанность…
Всё, что было известно и давно знакомо, что не считалось вредным, вдруг превратилось в этакий чудовищный образ – именно с той поры, когда было определено как часть той самой ужасной и угрожающей ИУДАИЗАЦИИ, АДАТА.
ВСЁ-ТАКИ НЕ СОВСЕМ ПОНЯТНО, какой вред причиняет ученикам государственных школ поверхностное знакомство с основами иудаизма в изложении религиозных девушек из «национальной службы», которые сами только недавно окончили учёбу в старших классах школы? Разве имеются свидетельства от начальства об учениках, которые в результате рассказов этих девушек вернулись к религии?
Почему не показали нам выпускников светских школ, не поведали их душераздирающие истории, от которых дыбом встают волосы, о том, как их пытались убедить вернуться к религии, как пытались их ИУДАИЗИРОВАТЬ?..
Кампании подстрекательства против ИУДАИЗАЦИИ уже удалось добиться удаления из государственных школ, после нескольких лет успешного существования, кружков иудаизма, которые вели девушки из «национальной службы».
Убеждённо светские родители, испытав на себе угрожающий характер пропагандистской подстрекательской кампании, оказали давление, и дирекция школ поддалась ему – несмотря на то, что сами они отлично знали, что на самом деле ничего страшного не происходило. Ведь эти девушки были проинструктированы в том плане, чтобы не делали никаких попыток побуждать своих слушателей вернуться к религии, дабы не дать повода для обвинений.
Но трудно объяснениям и аргументам противостоять потоку «дософобии», созданному заинтересованными и влиятельными органами. Некоторые боялись любого контакта с иудаизмом, другие же отстаивали свои права на бюджет и на учеников, чтобы можно было передать их «новому иудаизму», светским или реформистам…
Непонятно, каким образом эти самые «дософобы» намерены
обороняться от опасности, подстерегающей их детей в армии, в
университетах, или на рынке труда. Там они могут встретить
религиозных товарищей, коллег, да попросту религиозных командиров
или начальников. Как же уберечь своих деточек от этого
разрушительного влияния?
А что случится, если во время службы в армии они увидят рядом с
собой молящихся религиозных солдат, и неожиданно их охватит
страстное дерзкое желание присоединиться к ним?
Парадоксально, но не лучше ли тем же самым родителям поддержать это обучение (основам иудаизма) в рамках светского обучения, в лабораторных условиях, где бы их дети знакомились со стандартами исследования и изучения иудаизма. Может, это убережёт их при будущих встречах с иудаизмом и религиозными, которые, без предварительного знакомства, могут принять более интенсивную и аттрактивную форму.
Столкновение с иудаизмом без предварительного знакомства может оказаться более захватывающим и опасным. Именно предварительное знакомство может дать определённую защиту – подобно тому, как медицинская прививка способствует ослаблению вреда от возбудителя болезни, таким образом организм борется с болезнью.
НИЧЕГО НЕ ПОДЕЛАЕШЬ! «Иудаизация» пребывает тут, чтобы остаться. Но на самом деле речь идёт не об «иудаизации», а о построении системы действий, когда кое-кто извне задействуется. Это укрепление, или, если хотите, «иудаизирование», то, что взращивает её, но не религиозные мракобесные товарищества (амутот), но этакая искорка иудаизма, замерцавшая во многих сердцах.
Усыхание и девальвация ценностей в постмодернисткую эпоху оставляет чувство пустоты, побуждая всё больше и больше евреев тосковать по чему-то святому и возвышенному.
Атмосфера декадентской пустоты, разрушения морали в отношениях мужчины и женщины подталкивают многих хороших людей к поиску якоря веры и семейной стабильности. Универсальный отрыв побуждает людей стремиться к ощущению обладания национальностью и религией. Еврейская душа просит корней и источника жизни.
Невозможно остановить это движение и его дух. Оно прорывается путём усиления возвращения к религии. Оно начинает просматриваться в различных областях культуры и их произведениях, а в музыке это имеет место уже давно.
Это обнаруживается даже у десятков и сотен футболистов, неожиданно вышедших на борьбу за права соблюдать святость субботы. Тут уже речи не идёт о каком-либо восприятии знакомых религиозных или харедим, о каком-то превосходстве или недостатках.
На существующей базе можно ожидать много нового, что
будет включать в себя обретение духовности, что имеет место среди
немалой части светской публики.
Всё это происходит в то время, когда параллельно с этим достаточно
и путаницы, и мрака. По мере укрепления только что описанного
явления, светские будут усиливать свои попытки борьбы с
ним.
И в религиозном лагере имеются свои трещины и сомнения. Страх светских перед «иудаизацией», перед «АДАТА», является отражением картины опасений религиозных перед светскостью (или предвидения отхода от религии и распространения этого процесса?), что происходило со времён «просвещенчества» и снова происходит.
Но при всех сложностях и ухищрениях, в конечном итоге народ Израиля стремится к своему Отцу Небесному. Да будет у нас наступивший год годом успеха иудаизма!
Неповторимая возможность
В приведенном в этом номере «Бе-ШЕВЫ» интервью министр здравоохранения Яаков Лицман дал свою схему противостояния решению БАГАЦа, отменившего закон, упорядочивавший освобождение учащихся йешив от военной службы. Лицман надеется ввести такой параграф в закон, который даст Кнесету возможность вернуть силу отменённому БАГАЦом закону.Проблема в том, что Лицман говорит о специфическом параграфе преодоления (решения БАГАЦа), касающемся только закона о призыве. Это выглядит так, что он заранее отчаялся и не верит в возможность решить сам корень проблемы, заключающийся во всевластии и активизме БАГАЦа в вопросах общего законотворчества, чтобы тем самым дать возможность вернуть силу любому закону, который БАГАЦ уже отменил, или отменит в будущем.
Какова логика в позиции Лицмана? Почему бы не решить общую проблему, и используя эту самую возможность, к примеру, исправить всё, что наизвращали судьи, к примеру, кастрируя содержание закона против мошенничества с кашрутом?
После того, как суд уже в основном доказал свою склонность поощрять светскую сторону (конфликта), почему бы не установить в законе, что окончательные полномочия по вопросам принятия законов и законодательной деятельности должны быть в руках Кнесета, но никак не судей БАГАЦа?
«Моше Кахлон», — таков ответ Лицмана. Кахлон не даст… Кахлон сам себя назначил защитником судебной системы. В прошлом он обещал помогать ограниченным порядком всему, что касается учащихся йешив, но помимо того он не даёт возможности нанести ущерб по силе судей.
Последствия такого подхода Лицмана могут отлиться слезами поколений. Это верно: освобождение йешиботников от призыва – в данный момент очень важный вопрос для харедимной общественности. Но и кашрут важен, как и суббота, как и депортация из Страны просоченцев, а ведь имеются ещё тысячи вопросов, для которых необходимо использовать возможность отобрать у БАГАЦа полномочия, относящиеся к принятию решений.
Что до Кахлона, то он нуждается в коалиции ничуть не меньше, чем коалиции нуждается в нём. Если вся коалиция будет мобилизована, чтобы оказать на него влияние, есть основание полагать, что он согласится слезть со своего дерева. Сколько уже усилий приложено?
Г-жа министр юстиции Айелет Шакед недавно выступила вместе с Нафтали Беннетом с инициативой общего усиливающего параграфа. И у Байт Йеуди есть законы, которые им особенно важны: к примеру, закон об урегулировании (статуса поселений), который БАГАЦ может отменить.
Лицман должен понять, что вся коалиция должна быть одной мощной рукой в ситуации решения корневых вопросов. Беннет и Шакед должны разъяснить Лицману, что в ту каденцию, когда Шакед занимает пост министра юстиции, необходимо начать изменения к лучшему, но уж никак не к худшему, в соотношениях сил Кнесета и БАГАЦ. Лицман нуждается в их поддержке точно так же, как они нуждаются в его поддержке.
Нельзя позволить харедим решать только свои проблемы. Представители религиозной общественности (кипот сругот) и харедим уже в прошлом потерпели провал, дав возможность провести основной закон, в результате чего БАГАЦ взял в свои руки драконовские полномочия. Если будет упущена возможность начать главный разворот в общей законодательной сфере, это можно будет записать как ещё один провал, который отольётся будущим поколениям. Новый 5778 год (по еврейскому календарю) должен стать годом поворота и исправления.
_________________________________________________
*Примечание: На русском может означать «религиозное засилье, или принуждение», или более общее «религизация», а в нашем случае «иудаизация».
Предложение перев.: читателям разрешается предлагать собственный перевод этого ивритского неологизма, рождённого, как предполагается, в недрах Академии языка иврит